Обо мнеИзбранное

Навыки дизайнера

cover white

Челове́к дизáйнер. Глава 2

Это продолжение серии записей о Челове́ке дизáйнере. Цель этого цикла — разобраться в себе, задача этой заметки — найти отличия между новичками и опытными дизайнерами. Серия заметок будет двигаться от общего к частному. Сопутствующая задача — помочь себе в проведении собеседований на открытые вакансии в Студии. Также я хочу понимать на какие качества следует обратить внимание сотрудникам, чтобы стать лучше и эффективнее.

В апреле в Томске прошла 4-я ежегодная конференция DevPro, после которой меня заинтересовала тема доклада Сергея Дорофеева о личностных качествах кандидатов на работу: «Soft skills сотрудников — залог успешного развития IT-компании». В результате я решил, что будет полезно составить схему навыков и качеств кандидата в дизайнеры / действующего дизайнера (отчасти и аналитика), и, одновременно, добавить те навыки и качества, которые я вижу в себе или хочу увидеть.

Минутка истории

В V веке нашей эры философ Марциан Капелла написал трактат «О бракосочетании Филологии и Меркурия». Этот текст в аллегорической форме закрепил представление о круге научных знаний, формирующего образованного человека и необходимого для занятия философией. В списке Капеллы было семь дисциплин, разбитых на тривий (три базовых, в современном понимании — гуманитарных) и квадривий (четыре второстепенных, технических): грамматика, диалектика или логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

«Чему учили детей в Древней Греции», Артем Асташенков

Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» (1167—1185)

Навыки и качества. В чём разница?

В прошлой заметке я ставил перед собой глобальную дилемму — почему иногда новичок может, а профессионал нет. Отчасти схема, составленная мною, может дать на это ответ. Всё зависит от задачи, времени и личностных качеств. Неважно, какие у человека профессиональные навыки в данный момент времени, важно то, как он использует личностные качества для максимально эффективного решения задачи.

На́вык — деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.
Википедия

Преимущество новичка в том, что у него нет багажа профессионального опыта, и для решения задачи организм подключает личностные качества.

Получается, что специалист с большим опытом в профессии иногда уступает в качестве решений новичку. Это происходит потому, что в какой-то момент времени опыт отключает личностные качества и говорит, что он справится с этой задачей сам, потребляя при этом меньшее количество ресурсов, в-общем, это похоже на самонадеянных водителей спустя год после получения прав.

Качества личности — стабильные внутренние особенности человека.
Психологический словарь

Дизайнеры любят визуализировать или материализовывать объекты — это краеугольный камень профессии. На этом пути профессионала и новичка поджидает ловушка ленивого мозга — хочется прыгнуть в поле профессиональных навыков. При этом забываются личностные качества, а они важны для контроля и решения задач в работе. Такую схему можно составить для любой сферы, специальности, основное отличие будет в профессиональных навыках человека. Ещё раз повторюсь, все зависит от сложности задачи, я рассматривал задачи, которые под силу новичку с базовыми навыками и профессионалу.

Открыть схему: «Качества и навыки дизайнера». Автор: Рома Филиппов

Проводя собеседование аналитиков, я задавал вопрос: «Чем отличается аналитическое, системное мышление от критического?» — но ни одного внятного ответа от кандидатов так и не получил, хотя ждал логических выводов на основании названий типов мышления. Схему я буду периодически пополнять и расширять, на её основе четко сформулирую требования вакансий в Студии 15 и расширю свой список необычных вопросов на собеседовании. О типах мышления и работы с ним я расскажу в следующей заметке.

В заключение я хочу сказать спасибо моей Маме, моей семье, моим преподавателям — Савиной Татьяне Николаевне (преподаватель физики, г. Ачинск) и Фоминых Сергею Фёдоровичу (заведующий кафедрой современной российской истории ТГУ, г. Томск), моим друзьям. Благодаря этим людям у меня сформировались те личностные качества, которые мне помогают в работе.

Иллюстрация: Scene from The Storehouse of Loyalty (Chushingura), 1806, by Hokusai (1760—1849). Japan. Edo period (1615—1868).

Поделиться
Отправить
Запинить
6 комментариев
Артемий Фоминых

Передам отцу привет) не только историков он воспитывает :-)

Костя

Ну и бред. Имхо рассматривать надо только профессиональные навыки.
«Чем отличается аналитическое, системное мышление от критического?» — Вы рассматриваете кандидата на должность дизайнера, а не психолога.

«Линостные качества» — это вообще ад, особенно после выступлений Дорофеева. Всякие директора и эйчары с ума посходили на собеседованиях. Несут такой бред...

Например «общественно выжные некоммерческие проекты»: один говорит что это плюс, другой что это минус т. к. вы в свободное время вместо проекта компании занимаетесь чужим проектом.

Иностранный язык — один говорит что это хорошо, другой что это плохо, типа когда же ты учиться закончишь, на курсы/сессию ходить и т. п.

Начитанность — человек например читает художественную литературу на иностранном языке чтобы заодно подучить язык. Естественно он об этом не скажет т. к. книги «не по теме» дизайна, т. к. тогда вы его не возьмёте.
Или скажет что читает много — значит на работе будет читать много блогов, вместо того чтобы работать — минус.

Костя

Самооценка — умные люди занижают свои знания. Эффект Даннинга — Крюгера.

Неограниченное чувство юмора — что за ппц вообще, вы клоуна в офис ищете чтобы п*л целый день и мешал работать?

Усидчивость — ппц показатель, человек может сидеть целый день в офисе, а вечером кататься на велосипеде чтобы мышцы размять. Вы скажете что он агрессивный и неусидчивый и не возьмёте.

Коммуникабельность — ну а*ть, про темперамент не слышали? Кому-то легче писать, кому-то говорить, кто-то не хочет идти на конфликт. Коммуникабельный — значит спорит с начальником, проявляет инициативу — значит быстро получит пинка.

Костя

Пунктуальность — ну ппц. У вас там в студии наверняка управленцы занижают сроки чтобы за двоих пахали сотрудники, И если сотрудник скажет реальные сроки, то его уволят, а кто справляться не будет в установленный срок того тоже уволят. И попробуй только придти позже 9:00, но задержаться вечером или выйти на выходные сверхурочно за бесплатно обязан.

Дотошность, скурпулезность — иногда с перфекционизмом можно сроки прое*ть и быть уволенным. Всё в меру.

Чувство границ — ска, у вас там от стола до стола 10 см.

Хорошая память — да, много кто будет помнить директора...

Самоорганизация — ага, надо будет железо за свой счёт покупать.

Насмотренность — ага, попробуй посмотреть ютуб на работе, конференцию дизайнеров — уволен сразу.

Голод — фиг тебе, а не чай. Пьёшь чай — значит не работаешь — в расстрельный список.

Рома Филиппов

Жаль что у вас такой негативный жизненный профессиональный опыт, на основе которого вы написали все свои комментарии. Схему, как и любую задачу, следует читать в контексте тематики, а не всех знаний накопленных человечеством, и не опираться только на свой опыт. Про чувство границ, я по вашему пишу об офисном пространстве? Про голод перечитайте, и все остальное тоже, у вас какая то своя реальность, и манера выражать мысли, однако.

Костя

Ну да, там доля сарказма...
Про границы, голод, они же амбиции тоже: один хочет чтобы человек разивался и рос, другой против этого, т. к. хочет чтобы сотрудник сидел на месте и делал рутинные задачи. А если человек разивается, то долго он в компании не задержится, т. к. тупо вырастет в профессиональном плане. Вы можете нанять профи который свалит от вас через год т. к. у него будет голод кардинально новых задач, да и желание большей зарплаты которую вы вряд ли пересматриваете, а можете нанять среднячка который проработает 5 лет за копейки чтобы день за днём вам однотипные макеты клепал...

Рома Филиппов

Про развитие и рост, я буквально недавно написал про потолок http://romafilippov.ru/blog/all/autobiography/. Но ведь мы все хотим работать с профессионалами и тем самым уменьшать риски и уровень стресса всей команды. Во всяком случае тут вопрос условий работы, а не навыков дизайнера, не все так просто.

Костя

Конечно хотим работать с профессионалами и сами развиваться, но иногода компания (администрация) не даёт этого и даже против. Есть масса статей как гнобить сотрудников, чтобы был постоянный стресс и т. п. Например постоянно занижать сроки, чтобы был «вечный дедлайн», постоянно орать что фиговый ты дизайнер, мой 5-летний ребёнок бы лучше нарисовал и т. п. Позиция «низов» и «верхов» совсем разная, человеки-винтики так сказать. Администрации глубоко пофиг куда вы там хотели развиваться и расти в профессиональном плане, с кем бы вы хотели работать, им надо чтобы вы задачи закрывали. Если на собеседовании вы спрашиваете «почему вы ушли с прошлого места работы», сомневаюсь что кто-то ответит что директор д*б, а ответит что упёрся в потолок и хочет расти дальше. Вряд ли я по сути написал, но так «радуют» томские конторки.
Судя из статьи про потолок, вы сейчас человек-оркестр, больше ушли в менеджменет, Наверное это для вас развитие и вам нравится, но вот в дизайнерском ли смысле? Администрации тоже выгода: вы работаете за 10 человек за ту же зарплату наверное. Хорошо что вы нашли друг друга. Но другим это может не понравится, они бы хотели расти как дизайнер, а не  аналитик, проектировщик, владелец продукта, тестировщик, менеджер проекта, арт-директор, HR, программист.

Рома Филиппов

Константин, перечитайте что вы пишите — это не компания вам не дает, это вы осознанное делаете свой выбор и соглашаетесь работать в этой среде и на тех условиях что вам диктуют. В «дизайнерском» ли смысле заниматься управлением? Это вы можете спросить у Джони Айва, Джеймса Дайсона, Дона Нормана, Стивена Хеллера, Якоба Нильсена, в России спросите у Людвига Быстроновского, Влада Головача, Антона Шнайдера, Кости Горского, Андрея Зубрилова, Александра Гладких и многих других.

Что такое в вашем понимании расти как дизайнер? Замыкаться в одной сфере — картинок? Но это тупиковая ветвь развития, через 5 лет будет достаточно указать боту что я хочу и получить от нейросети макет с моим контентом.

Когда я пришел на собеседование в Студию 15, я четко озвучил свои финансовые требования: «Мне достаточно столько денег, чтобы я не думал как мне одеть, развлечь и накормить жену и двоих детей». Гонка за деньгами не в моих приоритетах.

Вашу позицию хорошо озвучил известный арт-директор Джордж Лоис, что все вокруг виноваты, сопоставьте свою позицию и сказанное этим опытным человеком https://www.youtube.com/watch?v=1G5Obu6VDbM

Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное