Плакаты к дню Победы
Некомпетентность сегодня воспитывает невежество будущих поколений
Каждый год вместе с многочисленными жителями Томска, я наблюдаю некорректные материалы посвященные 9 мая, размещенные по городу.
Практически, с любым бюджетным заказом (закупкой) контроль производится только количественный, и никто не знает или не хочет знать как произвести качественный контроль и чаще всего требования к закупке пишут люди, которые не могут описать и предъявить критерии качества произведенной услуги или продукта, в итоге получается так, что объем качества определяет исполнитель, который не всегда заинтересован в последнем.
Я считаю, что с материалами, которые являются массовыми, агитационными, просветительскими должны работать независимые эксперты на общественных началах, как на этапе выработки требований к качеству, так и в ходе приемки результатов работ и проверки соответствия, это общественных долг поколений. Праздник Победы относится к событиям коснувшихся чуть ли ни каждой семьи, поэтому к нему нужно подходить с трепетом, иначе в один прекрасный весенний день мы услышим от наших детей, что Великая Отечественная война началась 9 мая 1941 года.
В 2012 году в Живом журнале я написал заметку о проблеме датировки плакатов:
Меня всегда поражало, это же каким органом надо думать, чтобы на плакате 9 мая написать «1941-1945», зачем писать две цифры, когда первая к дню Победы не имеет отношения. День Победы это определенная дата — 9 мая 1945 г., а не все 9 мая в период с 1941 по 1945 гг. Один ... в свое время догадался написать, остальные пошли под копирку штамповать даже не задумываясь что делают.
На рассвете 9 мая 1942 немцы, проведя артиллерийскую подготовку, силами 28-й и 50-й пехотных дивизий с танками нанесли удар в направлении совхоз Арма-Эли, курган Кара-Оба. Одновременно для развития наступления в северо-восточном и восточном направлениях они ввели в сражение 170-ю пехотную дивизию.
Писать надо «9 мая 1945» и никаких дат больше не должно быть.
Если «1941-1945» несет под собой просветительскую цель (ну мало ли вдруг есть люди, которые в школе не учились, или ТВ не смотрят, и вообще в землянке всю жизнь прожили), тогда не надо писать это крупно, напишите мелким шрифтом, как обычно пишутся условия кредитования на щитах банков, пишите временные рамки ВОВ с датой 22 июня — начало войны, заодно пишите этапы войны, ключевые сражения, генеральский штаб, основные полководцы.
Но зачем вообще думать что делаешь или контролировать выполнение работы другими, проще заклеить весь город «9 мая 1941-1945 гг.» это надо быть роботом.
Сегодня в Томске я увидел очередной шедевр, вернее внимательно к нему присмотрелся, который и послужил катализатором к написанию данного поста, посмотрите:
Это развешано по всему городу в различных форматах от маленьких плакатов до больших щитов. Дизайнер данного произведения решил поздравить жителей города с 2 мая, может быть это годовщина его свадьбы или день рождение его мамы, не важно, важно то, что это верх невежества и некомпетентности не только дизайнера, но и рекламно-разрешительного отдела Администрации города Томска. Как можно было пропустить в массы данный материал, я не понимаю.
Проблема таких итогов исполнения кроется еще в том, что для чиновников оформление города к Дню Победы превратилось уже в шаблон. Любой шаблон, система, автоматизация не только упрощает нашу жизнь, но и позволяет мозгу лениться. Как следствие, человек по инерции выполняет свои обязанности, в данном случае дизайнер по инерции выполнил свои, чиновник по инерции выполнил свои, но труда в этой деятельности нет.
В течение 9 мая 1943 года на Кубани, северо-восточнее Новороссийска, наши войска продолжали вести бои по разрушению укреплений противника. На отдельных участках немцы ожесточёнными контратаками пытались вернуть утерянные ими позиции. Наши части отбили все атаки противника и нанесли ему значительные потери.
Большинство плакатов к 9 мая изготавливаются в информационной модели, хотя датировкой они хотят казаться просветительскими, но на самом деле говорят нам только одно — 9 мая День Победы. Обычно еще приписывают воззвание к внутреннему миру зрителя, но плакаты выполнены в таком исполнении, что зритель динамичного города не хочет останавливаться и читать, а тем более разглядывать, очередное шаблонное решение, которое он видел на протяжении последних несколько лет. Я совершенно уверен что большинство жителей Томска не обратят внимание, что на плакате не 9 а 2.
Сам дух данного праздника говорит нам о том, что мы обязаны знать что происходило во время войны. А как мы можем знать, если легко воспринимаемых микроформатов просветительской информации просто нет. Общедоступные просветительские каналы — радио и телевидение, но там огромный объем структурированной информации, я специально здесь не упоминаю школьное образование, особенно период изучения Великой Отечественной войны, который читают в старших классах, а у детей голова забита подготовкой к ЕГЭ, а не патриотическими вещами, тем более эмоциональный фон таков, что он направлен в другое русло.
Плакат с легкостью может справиться с задачей просвещения в микроформатах. Например, можно рассказать о хронологии войны, о видах оружия, которые изготавливались в Томске и отправлялись на фронт, о томичах на фронте, и так далее. Быть более эмоциональным, сбалансированным.
Этот пост написан в надежде, что дизайнер, который в очередной раз будет выполнять заказ на плакат посвященный 9 мая, сначала обратится к поисковику и случайно наткнется на данной зов к профессиональной чести и совести.
Обращение к сообществу дизайнеров
Мы можем оказать влияние на сложившуюся вокруг нас ситуацию, минимум — это распространить данную информацию, поделиться постом, переписать данный текст или написать об этом, не важно как, важна суть проблемы.
К исходу 9 мая 1944 года Севастополь был полностью освобождён советскими войсками.
Будет замечательно, если мы будем создавать макеты и относить к чиновникам, которые принимают решение. Я поставил себе задачу в календарь на будущий год, напомнить в середине апреля о необходимости создания плакатов в Томске к 9 мая. Через год я выложу в блог варианты плакатов для Томска.
Фотография: Проект посвященный истории 79-й Гвардейской стрелковой дивизии