Блог Ромы Филиппова

Пишу о проектировании, интерфейсах, управлении проектами. Поддержать...

Обо мнеИзбранное

Кириллица. Где выбирать?

15 лет назад был дефицит хороших шрифтов с кириллицей, их было сложно найти. Основным поставщиком кириллицы был Паратайп и пиратские сайты. Конечно, были авторы, которых знали только участники определенных сообществ, ведь социальных сетей еще не было. Сейчас с поиском и ассортиментом шрифтов стало лучше, но возможно этот список кому-то пригодится.

Заметка — список ссылок из моих закладок, этими ресурсами я пользуюсь сам. Речь пойдет исключительно о покупке шрифта, здесь нет ресурсов с арендой шрифтов. Если вас интересует аренда шрифтов почитайте совет Ани Даниловой, там все разложено по полочкам.

Бесплатные

  1. Google Fonts — пожалуй, самый известный источник бесплатной кириллицы. У ресурса есть свои особенности, например, при подключении шрифта с платформы будьте готовы что при обновлении шрифта на платформе могут отвалиться литеры, в моем случае пропала буква ё. А со шрифтом Lato произошло странное, в какой-то момент полностью пропала из шрифта кириллица.
  2. Fontfabric — их шрифты были трендами в веб-дизайне, помните INTRO и BEBAS NEUE? Сейчас на своей площадке Fontfabric собрали различные бесплатные шрифты с кириллицей разных авторов. Есть бесплатные начертания коммерческих шрифтов Fontfabric с кириллицей.
  3. Шрифт Inter — бесплатный, специально создан для экрана. Особенность в том, что у шрифта очень много настроек, которые вы можете сами поменять в лаборатории.
  4. PT Root UI — бесплатный шрифт от компании Паратайп специально разработанный для экранов. Особенность — большая поддержка различных языков, в том числе поддерживает языки малых народностей, проживающих на территории России.
  5. Fontstorage — начинал свой путь как webfont.ru. Изменили позиционирование и больше развернулись к англоязычным пользователям, но тем не менее у них огромная коллекция бесплатных и условно бесплатных шрифтов и начертаний. Перед коммерческим использованием рекомендую поискать условия лицензии размещенного у них шрифта, они могли измениться. Очень удобный полигон для шрифтов.
  6. Шрифты Миши Панфилова, в большей массе акцидентные. Миша — графический дизайнер, один из участников проекта «Русские Шрифты».

Платные

  1. Паратайп — крупнейший в России магазин шрифтов, качественная кириллица для западных гарнитур от Linotype, Monotype, Bitstream. Регулярные скидки и еженедельные распродажи. Отличные статьи в блоге.
  2. MyFonts — крупнейшая зарубежная площадка по продаже шрифтов. Большинство перечисленных выше словолитен продают свои шрифты на этой площадке. Помимо продажи есть бесплатные сервисы, например, по распознаванию шрифта по картинке.
  3. Fontshop — шрифтовая платформа от Monotype, большой выбор качественной кириллицы. Перед покупкой, советую проверить цену в Паратайпе.
  4. Type.Today — магазин современных шрифтов с качественной кириллицей, в том числе от основателей проекта Ильи Рудермана и Юрия Остроменцкого. Этот проект, помимо шрифтов, интересен тем, что ребята выкладывают у себя в Журнале отличные заметки и подборки шрифтов. Рекомендую подписаться, если вам интересны буквы.
  5. Шрифты Юрия Гордона — качественная кириллица от автора «Книга про буквы от Аа до Яя». Отличительная особенность — система лояльности «Круг друзей ЮГ», которая позволяет получить скидки на начертание до 66%.
  6. Студия Леттерхэд — шрифты Юрия Гордона и Валерия Голыженкова. Сложно сказать лучше, чем сказано на сайте: «Здесь вы найдете свежие, неожиданные, яркие, экспериментальные и всякие разные шрифты, которые помогут сделать ваш дизайн круче гор, вдохновляющим и невероятным» ©текст Студия Леттерхэд.
  7. Typotheque — словолитня из Нидерландов, есть шрифты с кириллицей. Отличается тем, что в работе над кириллицей некоторых шрифтов принимал участие Илья Рудерман.
  8. Grilli Type словолитня из Швейцарии, сотрудничают с различными дизайнерами со всего мира. Есть интересные гарнитуры с кириллицей — GT Pressura, GT Walsheim, GT Eesti.
  9. Pangram Pangram Foundry — вкусные современные шрифты. Бесполезно что-то писать, лучше сами посмотрите.
  10. Русские Шрифты — Миша и Александра в самом начале длинного пути и уже выпустили 12 шрифтов, поэтому на данном этапе нужно их поддержать материально. Как минимум подписывайтесь на них в соцсетях. Кстати, у них есть и бесплатные шрифты.
  11. TypeType — словолитня организованная в 2013 Иваном Гладких для производства доступных шрифтов с кириллицей с ценой 5$ за начертание, но тогда доллар был по 32. Ребята хорошо выросли и делают качественный продукт. Подпишитесь на них на myfonts, частенько делают распродажи по очень доступным ценам.
  12. Студия Артемия Лебедева — обратите внимание на ограничение лицензии на срок действия, если хотите получить бессрочную придется заплатить вдвое больше. Рекомендую эти же шрифты поискать на myfonts и изучить лицензии там. Например, Direct Regular на сайте студии бессрочно будет стоить ≈92$, а на myfonts тоже самое можно купить за 63$, возможно, есть нюансы в текстах лицензий.
  13. Бюро — на данный момент выбора для покупки практически нет, но обещают что скоро будут продавать Бюросериф и Бюросанс.
  14. Parachute — европейская словолитня с внушительным списком шрифтов с кириллицей. Самым распространенным, пожалуй, является DIN.

Бонус: http://www.fontreach.com/#top — рейтинг с возможностью поиска распространенности шрифтов на сайтах.

Знак Томска

Визуализация территорий в регионах пошла на спад, пару последних лет это было повальное освоение бюджетов вместо ремонта фасадов и инфраструктуры для местных жителей. В 2015 года инвестиционный портал Томской области проводил открытое голосование по выбора визуального и вербального образа Томской области — ведь именно визуальная составляющая улучшает инвестиционный климат региона, а не федеральное и местное законодательство по защите частной собственности, защите инвестиций, а также гражданских свобод. Кстати, если вы попытаетесь сейчас почитать положение о том конкурсе или посмотреть новости о нем, то страницы будут недоступны. Это к слову об открытости и целостности информации от государственных структур.

Вернемся к конкурсу, большинство участников не смущало то, что они решали задачу не области, а областного центра. Но позвольте, Томск — это далеко не область и наоборот.

В результате чего было потрачено из бюджета 300 тысяч рублей и ничего не было принято в работу.

Тупик

Итак, летом 2013 года, видимо, меня хорошенько припекло и я написал первый пост о возможности использования дорожного знака тупика в качестве идентификации для Томска. Тогда я просто написал чтобы получить обратную связь, но так ее и не дождался, видимо не до конца сформулировал свои мысли по этому поводу.

... хочется Василия Шукшина в идентификации территории ...

Эта история так и осталась бы без продолжения если бы я не наткнулся на конкурс, упомянутый в начале заметки. И в 2015 году я в Живом Журнале написал продолжение мысли по этому поводу.

Использование этого знака я предлагал не для того, чтобы поржать. Настало время объяснить. Дело в том, что принято ругать Николая Георгиевича Гарина-Михайловского за то, что Транссибирская магистраль прошла мимо Томска, но причин на самом деле было множество. Но благодаря волей сложившихся обстоятельств, мы живем в городе, который нам нравится. Изоляция — хорошо. Да, мое мнение, в корне расходится с глобальными процессами, мнением политиков, и прочих активных товарищей. И я не имею в виду полную изоляцию, так тоже нельзя, но чуть-чуть ограничений это только на пользу. Наше мнение и мнение горожан нужно развернуть на 180 градусов, что тупик это не плохо, а наоборот, это наше преимущество. И на этом нужно строить внутренние и внешние коммуникации.

Тему можно развивать бесконечно долго, но мне было бы приятно приехать в Питер, Самару, Великий Устюг, Красноярск, Хабаровск, ... и прогуливаясь по улицам наткнуться на логотип Томска и вспомнить о малой Родине. В этом сила этого решения, оно универсально и уже внедрено во всех городах России и не ограничивается Россией. А выделять область или населенный пункт среди других регионов и городов нужно другим, не логотипом, а условиями во всех сферах работы и жизни людей.

Для любителей сравнивать буквы — да, подтверждаю, тексты процитированные здесь, и оригинал в ЖЖ отличаются. Я это сделал для того, чтобы тот же самый смысл объяснить более простым слогом.

Сейчас, когда прошло четыре года с последней заметки, хочу дополнить основную канву. Когда я говорю, что изоляция — хорошо, я не имею ввиду «железный занавес». Я против любых ограничений к информации, находящейся в свободном доступе в любой точке мира, будь то научная информация или любая другая, и, как историк я понимаю, есть исключения, но они должны оставаться точечными. Когда я говорю: изоляция — хорошо, я имею ввиду что мы можем сосредоточиться на решении своих проблем и не распылять своего внимания на коммуникациях с соседями. И это не значит, что коммуникаций с соседями быть не должно.

Думаю, что знак тупика никогда не станет официальным знаком Томска, так как просто не хватит воли для принятия официального решения о таком непопулярном образе. Но особенности транспортной доступности Томска уже давно стали фольклором.

Я бы хотел обратиться к сообществу дизайнеров, иллюстраторов, художников и людей с любой формой творчества, давайте каждый сделает свой вариант ТомскаТупика, никаких ограничений по цвету, стилю, реализации нет, единственное требование — считывание знака «тупик» или его присутствие в композиции. Выкладывайте в соцсети с хэштегом #томсктупик и #tomsktupik или присылайте на почту tomsktupik@yandex.ru.

Работы, которые будут присланы и найдены по хэштегам будут опубликованы в Инстраграме tomsktupik. Зарегистрирован домен tomsktupik.ru (скоро там что-то появится). Все работы будут выкладываться с указанием авторства, если вы хотите указать ссылку на компанию и автора — не проблема, пишите на почту, указанную в абзаце выше.

Figma. С чего начать?

Наверняка вы уже слышали и читали о Фигме, но еще не используете ее как основной инструмент. Figma — инструмент дизайнера, который заточен на работу с визуализацией интерфейса и графическим дизайном. Фишка Фигмы в одновременной коллективной работе над одним проектом и открытым API. Коллективная онлайн работа может здорово облегчить коммуникацию с заказчиком или командой удалённо.

Я сам в рядах интересующихся Фигмой и майские праздники — подходящее время познакомиться с инструментом поближе. В работе с визуализацией интерфейса я использую Sketch, и сейчас не буду говорить о его недостатках, они есть у любого инструмента.

Почему стоит потратить время на знакомство с Фигмой?

Скетч и Фигма сейчас — Mac VS PC или iPhone VS Android, а это значит, что компании с выстроенными процессами дизайна с большой вероятностью используют один из этих инструментов. Есть еще Adobe XD, но в роли догоняющего, Photoshop тоже еще в ходу, но в продуктовых командах, работающих по Scrum уже вряд ли используется. Компании выбирают инструмент исходя из внутреннего решения команды, а оно может базироваться на процессах, проектах и массе других параметров. Поэтому, как правило, нельзя прийти в сложившуюся команду и использовать или навязывать команде свой инструмент, как правило вам придется разбираться в инструменте в боевом режиме. Поэтому полезно изучить инструмент заранее.

Если у вас есть возможность самому выбирать инструмент работы над проектом, то заранее обговорите это с заказчиком и командой. Помните, что любое изменение в процессе или инструменте может привести к потере времени = денег, за которое заплатит компания или команда, в случае аутсорса разработки может заплатить и клиент.

Почитать

Своим опытом работы в Фигме не могу поделиться, единственное что я в ней сделал, помимо заданий из уроков — иллюстрация к этому посту, затраченное время — 5 минут. Делюсь с вами материалами, которые я нашел для изучения Фигмы.

Саша Окунев написал «Руководство по Figma» опубликованное на /designer. Я читал beta версию книги 1.2, в ней 256 страниц, но на самом деле ее можно прочитать за несколько часов. Книга хороша как для новичков, так и для пользователей Скетча, описаны схожие функции и их различия в обоих программах. Думаю, что Саша ещё будет дописывать некоторые главы, но учитывайте, что в момент появления книга уже устарела. Поэтому актуальную информацию ищите в первоисточнике — описание релизов Фигмы. А еще довольно регулярно выходят статьи в блоге продукта.

UX Tools провел опрос среди 2 775 респондентов из разных стран и опубликовали результаты 2018 Design Tools Survey. Фигма оказалась в списке инструментов, которые большинство респондентов хотело бы попробовать в 2019 году.

Одно из последних сравнений основных функций Figma, Sketch и Adobe XD на момент написания поста от Smashing Magazin. В конце сравнения полезные ссылки на лайфхаки в продуктах.

Посмотреть

В дополнении к книге «Руководство по Figma» советую посмотреть «Подробный курс по Figma» записанный Романом Гореликом на канале Наука Дизайна. В роликах многое повторяется, но есть и множество дополнений, которых нет в книге. Рекомендую смотреть ролики на скорости 1.5, воспринимать контент комфортно и сэкономите порядочно времени.

Заключение

У меня ушел день на то, чтобы прочитать книгу, обзоры и посмотреть курс на YouTube. После полученной информации, я попробую сделать небольшой проект в Фигме и посмотреть как она действительно себя покажет в боевых условиях, но пока впечатления от нее только положительные.

Если у вас есть еще дельные ссылки по Фигме, кидайте в комментарии, думаю не одному мне будет интересно.

 2 комментария    38   3 мес   Figma   Sketch

Внутренняя оценка логотипа дизайнером

Прогуливаясь после большого ЖТ с Надей, Матвеем и Славой, в качестве шутки мною был озвучен один из внутренних критериев оценки собственной работы. Без каких-либо претензий на оригинальность, просто хочу зафиксировать. Итак, спросите себя, хорош ли знак настолько, чтобы наколоть его в качестве пожизненного портфолио на себя. Да, я в курсе, что татуировку можно свести.

Представьте, вы приходите на собеседование, задираете рукава и демонстрируете свое портфолио с рассказом о проектах. А если портфолио большое, то собеседование будет уже напоминать мед. комиссию.

Данный критерий не отменяет все возложенные функции на логотип. Про себя могу сказать, что работая арт-директором в Студии 15 (логотип 2014 года), какое-то время знак компании собственного производства я носил на себе, только дело дошло до выбритого знака на голове.

Фотография: Александр Оленёв.

Тележки за 10 рублей в гипермаркетах скоро исчезнут

Есть продуктовые гипермаркеты, в больших центрах, где тележку можно взять вставив в специальное устройство монету номиналом 10 рублей. Суть в том, чтобы вернуть свои 10 рублей покупатель должен оставить тележку в определенном месте, вставив её в паровоз таких же тележек. Тем самым магазины режут свои расходы на обслуживающий персонал, который ходит и собирает тележки по магазину и за его пределами. Через некоторое время в магазине, возле тележек, появляется автомат для размена банкнот на монеты для удобства посетителей.

А теперь внимание, настоящее и скорое будущее! Я уже больше года не пользуюсь наличными деньгами для повседневных расчетов, да остаются еще случаи оплаты кружков и секций для детей наличными деньгами, но все остальные оплаты проходят только по карте. У меня даже нет мелочи в кармане, потому что даже с частником всегда можно рассчитаться переводом с карты на карту.

Сегодня, я оказался в ситуации, когда подошел к тележкам и понял, я не смогу ничего взять. Результат — развернулся и поехал в гипермаркет, где тележки находятся в свободном доступе. Оплата наличными будет сокращаться с каждым годом. Магазины, которые продолжат практиковать монеты, скорее всего, вскоре будут вынуждены изменить свой взгляд на процесс порядка с тележками силами покупателей.

Фотография: Изумрудный город, Томск. Олег Абрамов.

Путь историка в информационные технологии

В начале мая, впервые публично рассказал в чем, по моему мнению, заключаются сильные стороны гуманитарного образования в информационных технологиях, в частности исторического образования Томского государственного университета. Расставил акценты для студентов и преподавателей, на какие компетенции необходимо обратить внимание в процессе обучения. Спасибо Alma Mater за предоставленную возможность.

Упомянутые профессиональные сообщества:
— CreativeRussia http://creativerussia.co/
— Гильдия вольных проектировщиков https://the-guild.ru/

В данной лекции в образовательных целях используются отрывки из:
— Древняя Греция за 18 минут © Арзамас https://youtu.be/LJdhEpJ03Ug
— Русские Евреи. Фильм второй. С предисловием Леонида Парфенова. © Фонд Генезис, Леонид Парфенов https://youtu.be/HcV8-I_zgC8
— Трейлер Abstract : The Art of Design на русском © канал VPerevode, http://atwinta.ru
— Навыки дизайнера © Рома Филиппов http://romafilippov.ru/blog/all/soft-skills/

Что почитать около дизайна — 7

Обзор интересных материалов

На английском

  1. Презентация плана разработки и вовлечение клиента на первых этапах планирования — хорошая практика, которая дает клиенту понимание о масштабах его проекта.
  2. Интересное решение — бот для помощи выбора мебели на примере товаров Икеи. На мой взгляд слишком долго и по сути тот же фасет только в другой оболочке с дополнительной памятью прошлого выбора и просмотра. Плюсы: предлагают посмотреть в контексте окружения, но не вашей квартиры, предлагают наборы товаров. Ближе к контексту использование все же AR приложения, о нем я писал в «Качество эмоций ≠ Качество товаров».

На русском

  1. «Критическое мышление — особое умение, в котором может преуспеть трехлетний ребенок и потерпеть неудачу профессиональный ученый. И очень многое здесь зависит от практики и предметного знания».
  2. Как развивать мышление у детей в любое время в любом месте.
  3. Илья Бирман советует как подписывать кнопки в интерфейсах.
  4. Наото Фукусава. Эстетика японского промышленного дизайна.
  5. Антон Жиянов написал про машинное обучение нормальным языком
  6. Журнал «Шрифт» радует подборкой шрифтов с кириллицей 2016 года.

Что посмотреть

Рори Сазерлэнд о восприятии ценностей и поиске более простых решений.

Эволюция моделей Volvo.

Самоконтроль: шаблон против импровизации и при чем тут творческий кризис?

В интернете ходит много баек, советов и методик как избежать творческий кризис. Это событие касается не только творческих профессий, он присущ любому специалисту, который должен не по своей воле создать какой-либо контент.

Шаблон

По большей части, существует два способа создать контент — по шаблону и импровизация. В зависимости от профессии и частотности повторения задачи, мозг в силу свой рациональности и лени для экономии энергетических затрат склонен выполнять задачи по шаблону. Например, менеджер пишет коммерческое предложение по шаблону, дизайнер проектирует навигацию по шаблону, разработчик пишет модуль авторизации на сайте по шаблону. Решения, основанные на шаблоне рабочие и проверенные, но они не развивают ни отрасль, ни самого специалиста, а косвенно могут и не развивать бизнес клиента.

С самого детства нас приучают к шаблонам: чистить зубы, сделать зарядку, съесть всю кашу до конца, не марать одежду и так далее. Потом школа и университет, преподаватели по большей части дают ученикам знания по рабочей программе, по шаблону, утвержденной Министерством образования. Процесс или система, где структура — шаблон, например, креативные методики, аналитика, GTD, тайм-менеджмент, плановая экономика дают ожидаемый запланированный результат, но сопровождаются скучнейшим процессом. Его можно разбавлять такими понятиями как «игра, случайность, веселье». Преподаватель в вузе преподающий не по шаблону любим студентами, пользуясь случаем передаю привет Олегу Владимировичу Хазанову.

Импровизация

Импровизация — может быть как решением так и процессом одновременно. Отключаются любые внешние и внутренние границы. Мозговой штурм — импровизация. Например, менеджер в коммерческом предложении может добавить уникальную фичу, улучшив тем самым продукт, дизайнер проектирует навигацию не опираясь на эвристики пользовательского опыта, разработчик пишет модуль авторизации, анализируя работу проектировщика, находя новые решения и разбираясь в чужой предметной области.

Творческий кризис

Вернусь к теме. Для себя я определил что творческий кризис — включенный самоконтроль, если он включен значит я обречен выполнять задачу по шаблону. А кризис в том, что в моем опыте нет шаблона по которому я могу решить поставленную задачу.

Сейчас я нахожусь в процессе обучения осознанного отключения самоконтроля. Если вы умеете отключать самоконтроль и импровизировать с задачей, кризисы останутся в прошлом. Но, большая часть рабочего времени все равно останется в рамках работ «по шаблону», если вы конечно, не художник или артист. Я стремлюсь это время сократить, но остаться в рамках разумного. Обе крайности опасны.

Чем плох шаблон?

Это наркотик для ленивого мозга, а мозг как любую мышцу нужно тренировать. Если в вашей жизни слишком много шаблонов, готовьтесь к тому, что строить новые нейронные связи с возрастом вам будет все сложнее и сложнее. Причина творческих кризисов. Никогда на основе шаблона нельзя сделать что-то прорывное новое. Комбинаторика поможет собрать кучу шаблонов в один и тогда есть шанс на новое изобретение, но он минимальный.

Чем плоха импровизация?

Не предсказуемый результат и слишком много рисков, если это касается бизнес-решений. Но это тренировка для построения новых нейронных связей.

Итог

История выживания человечества построена на шаблонах, а история прогресса человечества на импровизации. Все хорошо в меру. Нельзя выбрать что-то одно. Добавил «Самоконтроль» в схему навыков дизайнера. Предвосхищаю вопросы по самоконтролю: «Состояние потока — это про другое. Состояние гнева — это самоконтроль в другом контексте, я здесь имел в виду контекст именно поиска решения задачи».

Домашнее задание

А к чему бы вы отнесли рефлексию? Это деятельность ближе к шаблонной или импровизации?

Иллюстрация: ©Кирилл Анастасин aka Комикаки

Ранее Ctrl + ↓