Блог Ромы Филиппова

о проектировании, интерфейсах, управлении проектами

Обо мнеИзбранное

Что почитать около дизайна — 7

Обзор интересных материалов

На английском

  1. Презентация плана разработки и вовлечение клиента на первых этапах планирования — хорошая практика, которая дает клиенту понимание о масштабах его проекта.
  2. Интересное решение — бот для помощи выбора мебели на примере товаров Икеи. На мой взгляд слишком долго и по сути тот же фасет только в другой оболочке с дополнительной памятью прошлого выбора и просмотра. Плюсы: предлагают посмотреть в контексте окружения, но не вашей квартиры, предлагают наборы товаров. Ближе к контексту использование все же AR приложения, о нем я писал в «Качество эмоций ≠ Качество товаров».

На русском

  1. «Критическое мышление — особое умение, в котором может преуспеть трехлетний ребенок и потерпеть неудачу профессиональный ученый. И очень многое здесь зависит от практики и предметного знания».
  2. Как развивать мышление у детей в любое время в любом месте.
  3. Илья Бирман советует как подписывать кнопки в интерфейсах.
  4. Наото Фукусава. Эстетика японского промышленного дизайна.
  5. Антон Жиянов написал про машинное обучение нормальным языком
  6. Журнал «Шрифт» радует подборкой шрифтов с кириллицей 2016 года.

Что посмотреть

Рори Сазерлэнд о восприятии ценностей и поиске более простых решений.

Эволюция моделей Volvo.

Самоконтроль: шаблон против импровизации и при чем тут творческий кризис?

В интернете ходит много баек, советов и методик как избежать творческий кризис. Это событие касается не только творческих профессий, он присущ любому специалисту, который должен не по своей воле создать какой-либо контент.

Шаблон

По большей части, существует два способа создать контент — по шаблону и импровизация. В зависимости от профессии и частотности повторения задачи, мозг в силу свой рациональности и лени для экономии энергетических затрат склонен выполнять задачи по шаблону. Например, менеджер пишет коммерческое предложение по шаблону, дизайнер проектирует навигацию по шаблону, разработчик пишет модуль авторизации на сайте по шаблону. Решения, основанные на шаблоне рабочие и проверенные, но они не развивают ни отрасль, ни самого специалиста, а косвенно могут и не развивать бизнес клиента.

С самого детства нас приучают к шаблонам: чистить зубы, сделать зарядку, съесть всю кашу до конца, не марать одежду и так далее. Потом школа и университет, преподаватели по большей части дают ученикам знания по рабочей программе, по шаблону, утвержденной Министерством образования. Процесс или система, где структура — шаблон, например, креативные методики, аналитика, GTD, тайм-менеджмент, плановая экономика дают ожидаемый запланированный результат, но сопровождаются скучнейшим процессом. Его можно разбавлять такими понятиями как «игра, случайность, веселье». Преподаватель в вузе преподающий не по шаблону любим студентами, пользуясь случаем передаю привет Олегу Владимировичу Хазанову.

Импровизация

Импровизация — может быть как решением так и процессом одновременно. Отключаются любые внешние и внутренние границы. Мозговой штурм — импровизация. Например, менеджер в коммерческом предложении может добавить уникальную фичу, улучшив тем самым продукт, дизайнер проектирует навигацию не опираясь на эвристики пользовательского опыта, разработчик пишет модуль авторизации, анализируя работу проектировщика, находя новые решения и разбираясь в чужой предметной области.

Творческий кризис

Вернусь к теме. Для себя я определил что творческий кризис — включенный самоконтроль, если он включен значит я обречен выполнять задачу по шаблону. А кризис в том, что в моем опыте нет шаблона по которому я могу решить поставленную задачу.

Сейчас я нахожусь в процессе обучения осознанного отключения самоконтроля. Если вы умеете отключать самоконтроль и импровизировать с задачей, кризисы останутся в прошлом. Но, большая часть рабочего времени все равно останется в рамках работ «по шаблону», если вы конечно, не художник или артист. Я стремлюсь это время сократить, но остаться в рамках разумного. Обе крайности опасны.

Чем плох шаблон?

Это наркотик для ленивого мозга, а мозг как любую мышцу нужно тренировать. Если в вашей жизни слишком много шаблонов, готовьтесь к тому, что строить новые нейронные связи с возрастом вам будет все сложнее и сложнее. Причина творческих кризисов. Никогда на основе шаблона нельзя сделать что-то прорывное новое. Комбинаторика поможет собрать кучу шаблонов в один и тогда есть шанс на новое изобретение, но он минимальный.

Чем плоха импровизация?

Не предсказуемый результат и слишком много рисков, если это касается бизнес-решений. Но это тренировка для построения новых нейронных связей.

Итог

История выживания человечества построена на шаблонах, а история прогресса человечества на импровизации. Все хорошо в меру. Нельзя выбрать что-то одно. Добавил «Самоконтроль» в схему навыков дизайнера. Предвосхищаю вопросы по самоконтролю: «Состояние потока — это про другое. Состояние гнева — это самоконтроль в другом контексте, я здесь имел в виду контекст именно поиска решения задачи».

Домашнее задание

А к чему бы вы отнесли рефлексию? Это деятельность ближе к шаблонной или импровизации?

Иллюстрация: ©Кирилл Анастасин aka Комикаки

Письмо в Гильдию вольных проектировщиков

Публикую отрывки письма, которое отправил пару дней назад с запросом членства в Гильдию вольных проектировщиков. Процесс написания письма подвел итоги определенного периода жизни.

Рома Филиппов для Гильдии вольных проектировщиков

Есть множество определений «кто такой дизайнер?», но вас, я думаю, интересует мое мнение о том, как я себя осознаю? В моем понимании дизайнер — специалист широкого кругозора и поля действия, но с определенной специализацией, у него нет границ. Это человек, который берет на себя ответственность сделать мир вокруг лучше, это не всегда значит проще. Я не делю дизайнера на определенные специальности — это запрос времени, задач бизнеса и темпа развития общества. Дизайнер должен разбираться во всем процессе создания решения. Если дизайнеру не хватает инструмента для решения задачи, он сделает этот инструмент сам или овладеет им в той мере, чтобы качественно решить задачу, а может найти подходящего специалиста для реализации решения требуемого качества. Дизайнеру больше всех надо работать внутри и снаружи проекта; он понимает, кто ему требуется в команде, чтобы реализовать тот или иной проект; он умеет управлять людьми; работать редактором, фотографом, проектировщиком, аналитиком, интервьюером и т. п. Дизайнер по мере работы над проектом должен стать экспертом в сфере деятельности клиента.

О себе

Начну в хронологическом порядке. Преподаватель физики в школе показала мне как здорово решать задачи, я так тогда думал. Но на самом деле все решения задач были для того, чтобы мозг получал очередную порцию гормона удовольствия и социального утверждения позиций. С тех пор я подсел на этот наркотик и постоянно решаю задачи, даже те, которые меня не касаются.

После школы я поступил в университет на инженера промышленной электроники — самое бесполезное образование в моей жизни, но в этот период я стал совершенно самостоятельным, переехал в другой город, по сути, учился выживанию вдали от родительского дома. В конце концов инженерное образование я бросил, пошел и забрал документы из университета спустя три курса. Через несколько лет я понял, что бросил университет не по причине того, что не мог учиться на инженера, а потому что преподавать в этом университете, к сожалению, не умели, а, может быть, мне так «повезло» с преподавателями.

Пару лет я работал кем придется — администратором в компьютерном клубе в ночные смены, менеджером по рекламе в агентстве недвижимости. Все мои обязанности на этих работах привели меня в Фотошоп. Ночью в компьютерном клубе было нечем заняться, все стабильно работало и, насытившись играми, я начал искать себе занятие и одним из таких занятий стал «дизайн» коллажей в Фотошопе. Это меня настолько увлекло, что все свободное время дома я начал уделять этой деятельности.

В конце лета 2003 года меня без опыта работы и с несколькими десятками коллажей приняли на работу в компанию Будурчи, которая занимается полиграфией и наружной рекламой. Это были первые деньги, заработанные «дизайном». В компании я проработал более 5 лет. Я часто вижу в различных блогах высказывания, которые призывают: «не берите людей из сферы полиграфии в диджитал, они никогда не перестроятся». Так вот, я, наверное, живой пример обратного. Те, кто так пишут, видят одни лишь минусы, но не замечают плюсов. Дизайнер в оперативной полиграфии работает без менеджера, быстрыми четкими итерациями, поэтому ему волей-неволей приходится развивать у себя коммуникативный навык — понять задачу, быстро описать клиенту решение, и при нем же его воплотить. Диджитал-дизайнер даже не знает, как в таких условиях работать, но это уже лирика. Я считаю, что за эти годы хорошо овладел инструментами для графического дизайна, познакомился с технологиями цвета и печати, базовыми навыками дизайна и проектирования макета. Но самое главное — уговорил директора открыть направление сайтов, и сам их рисовал, верстал, программировал и запускал. Это были небольшие сайты бильярдных клубов, кафе, охранных предприятий, но я самостоятельно прошел весь процесс создания сайта.

Во время работы я случайно поступил на исторический факультет по совету друга. Спасибо Серёга. Так как я себя ранее относил к людям с техническом складом ума, каково же было мое удивление, когда я познакомился со своей гуманитарной стороной личности. Мне настолько понравилось учиться на историческом, что я не прочь и повторить. У историка и дизайнера есть большая область пересечений — рассказывать истории и передавать знания. На самом деле, когда дизайнер каждый раз общается с клиентом, защищает проект и объясняет причины своих решений, он его чуть-чуть учит, клиент получает новые для него знания и уходит от хорошего дизайнера не только с решением, но и со знаниями. И вот тут я понял, как важна правильная подача материала, а мне было с чем сравнить, я ведь первое высшее образование бросил.

Если есть постоянная жажда внутреннего роста, то в любом месте возможно достигнуть потолка. Придется преодолевать сопротивление команды или начальства и тащить их за собой, но иногда это может стать непосильной ношей. Если команда не хочет чего-то большего, то тогда нужно уходить из компании, чтобы свободно вздохнуть полной грудью.

Осенью 2008 года я сменил работу и несколько лет, кажется, три года, проработал в издательстве. Я верстал справочник Желтые страницы объемом 500 страниц на протяжении несколько месяцев, и еще несколько небольших справочников по 60 полос каждый. Скажу так: эта деятельность — полная противоположность драйву, выставленному напоказ, к которому привыкли сейчас в диджитал среде. Эта монотонная работа, требующая усидчивости, внимательности и корректного отношения к тексту и знания Adobe PageMaker 7.0.2, да я верстал еще на этом. Тут я овладел новыми инструментами, начал больше разбираться в макетировании печатных полос и узнал уйму нюансов о подготовке многостраничного издания для типографии.

На дворе начался кризис 2009 года, да, в Сибирь он пришел именно в 2009, а не в 2008 году. Я и моя сейчас уже супруга, переезжаем из Томска в Хабаровск. Тут вновь, без требуемого опыта работы, нанимаюсь на работу в компанию Адвантика, разрабатывающую сайты и занимающуюся интернет-маркетингом. В компании я проработал полгода, за это время значительно, по сравнению с прежним периодом, прокачался в UX, узнал новые возможности верстки HTML/CSS, освоил флэш-анимацию и делал баннеры, отвечающим требованиям площадки Mail.ru, но, самое главное приобретение в данной компании, — друзья. Отношения с некоторыми людьми я поддерживаю до сих пор и пытаюсь сохранить.

Долгое время занимался фрилансом. Брал заказы на графический дизайн и дизайн сайтов.

Летом 2012 года я защитил диплом и окончил с отличием исторический факультет Томского государственного университета, и мы вернулись обратно в Томск. Полгода я писал диплом, сейчас, спустя пять лет, могу провести параллели между работой дизайнера и историка. Количество и качество разных источников данных и методик исследований имеют большое значение в работе над проектом.

В этом же году устроился работать в коммуникационное агентство «Мотив» графическим дизайнером. Область полиграфической и сувенирной продукции для меня была знакомой, но за полгода работы получил самый большой опыт в маркетинге и креативном мышлении именно в этой компании. В Мотиве мы никогда не ставили перед собой задачу просто сделать, каждая работа должна была заявить об агентстве. К сожалению, в следующем 2013 году агентство закрылось, но было круто.

И вот я подошел к своему текущему месту работы, напрямую связанную с проектированием и технологиями. На момент поиска работы у меня было два потенциальных направления — графический дизайн и дизайн сайтов. В результате получилось, что 1 апреля 2013 года я вышел на работу в Студию 15.

В Студии 15, согласно записи в трудовой книжке, я работаю арт-директором. На самом деле я веду продукты от предварительной продажи с менеджером до момента, пока судьба не разлучит меня с проектом. На всем пути я выполняю различные роли: аналитик, проектировщик, дизайнер, владелец продукта, тестировщик, менеджер проекта, арт-директор, HR, иногда по старой памяти могу с программистами обсудить логику работы системы. В разных проектах я могу выступать в разных ипостасях в зависимости от потребностей проекта. Подводить итоги работы в студии еще преждевременно, поэтому вернусь к настоящему.

Сейчас мне интересна тема проектировщика/дизайнера в качестве осознания себя и процесса своей работы. Как можно контролировать свое мышление и ускорить тем самым получение результата. Мышление ≠ методологии проектирования. Методология проектирования — это топливо для правильно контролируемого мышления. Я хочу подняться дальше, на уровень выше и посмотреть что там.

В прошлом году я написал пару, значимых, на мой взгляд, заметок в блог. Одна про разницу и общность между профессионалом и новичком Homo Excogitatoris, а вторая про личностные качества и навыки дизайнера. Последний пост про навыки дизайнера в этом году послужил шаблоном собеседования для поиска аналитика-проектировщика в Студию, на беседу с кандидатом по этой схеме уходит около 1,5 часов. Плюс этой схемы в том, что люди с собеседования уходят, открыв новые стороны себя, о которых они раньше и не думали. Самое главное — процесс, как ведут себя люди, помещенные в чуждую для них ситуацию; я пытаюсь вывести кандидатов на собеседовании из позиции жертвы и понять их образ мышления и рассуждений. Мне неинтересны правильные ответы, они все субъективны. Я убежден, что не инструменты делают из человека отличного проектировщика, а его образ мышления.

Фотография: In the sculptor’s workshop (Florence) by Nanni di Banco, for the Guild of Masters in Stone and Timber.

Бесплатно: Проведу аудит трёх сайтов

Принимаю заявки с 1 по 9 мая 2017 на проведение аудита трёх сайтов. Чем отличается аудит от аналитики? Аудит — часть аналитики, которая выявляет проблемы, но не говорит как их решать. В результате, именно такой документ с перечнем выявленных проблем, но без вариантов их решения вы получите на электронную почту.

Коротко о себе: работаю арт-директором в Студии 15, руковожу направлениями аналитики, проектирования и дизайна.

Важно, прежде чем писать заявку на аудит, прочитать этот пост до конца. Отправляя заявку на аудит вы соглашаетесь с условиями проведения аудита.

Условия проведения аудита

  1. Проведение аудита бесплатно.
  2. Сайт должен быть доступен на публичных доменах, поддоменах. Аудит не проводится на серверах разработки. Сайт должен быть в публичном доступе не менее полугода.
  3. Аудит сайта проводится в условиях, так как видит его обычный пользователь, то есть в отсутствии доступа в административную панель сайта, отсутствия данных о бизнес-процессах компаний, без документации технических решений примененных при разработке сайта, без доступа в системы электронной статистики (Яндекс.Метрика и ей подобные).
  4. Результат аудита будет отправлен на электронную почту заявителя и продублирован на контактную почту сайта.
  5. Вы соглашаетесь с тем, что результаты аудита попадут в открытый доступ 1 июля 2017 года. Поэтому если вы не готовы воспользоваться результатами аудита в течении месяца после его проведения и внести изменения в сайт, возможно, не следует подавать заявку.
  6. Документ с результатами не подлежит обсуждению. Автор аудита не принимает никакие претензии.
  7. Аудит проводится максимум по 10 ключевым страницам сайта, которые вы можете указать в форме. В противном случае, автор аудита может определить эти страницы самостоятельно.
  8. В случае, потребности провести аудит личного кабинета, вы должны зарегистрировать тестовый аккаунт пользователя и в форме указать параметры доступа к нему.
  9. 10 мая 2017 года будут опубликованы адреса сайтов, которые приняты к аудиту. Авторам заявок будут отправлены письма о сроках работ. Выбор сайтов происходит автором аудита.
  10. Сайты должны быть только на русском или английском языках.
  11. Отправляя на аудит чужой сайт, автор заявки принимает на себя всю ответственность за публикацию результатов аудита.
  12. Список выбранных сайтов для аудита может быть изменен с 10 по 15 мая 2017 в случае отказа от аудита автором заявки или письмом с адресом электронной почты указанной на самом сайте.

Кому не стоит подавать заявку на аудит

  1. Сайт содержит контент запрещенный законодательством РФ.
  2. Сайт включен в единый реестр запрещенных сайтов на территории РФ.
  3. Вы намерены обсудить результаты проведенного аудита и его качество.
  4. Вы не согласны с публикацией результатов аудита в общий доступ.
  5. В случае, если вы хотите провести аудит интранет-портала, группы в социальной сети, аккаунта в социальной сети и тому подобное.

Сроки

  • Сбор заявок осуществляется с 1 по 9 мая 2017 года до 23:59 включительно по Томскому времени (+3 от МСК).
  • Публикация выбранных сайтов для аудита — 10 мая 2017 на странице romafilippov.ru.
  • Рассылка результатов аудита с 15 по 31 мая 2017 года. При получении результата не забудьте удалить тестовый аккаунт созданный для аудита личного кабинета.
  • Размещение результатов аудита в публичном доступе — 1 июля 2017.

Сайты выбранные для аудита опубликованы на странице romafilippov.ru.

Иллюстрация: Василий Перов «Охотники на привале», 1871 

30 апреля   Lenimentus

Полезные функции телефонного номера

Я хочу вам рассказать о побочных полезных функциях вашего номера мобильного телефона, за которые вам не нужно платить вашему оператору. К сожалению, если вы считаете номер своего мобильного телефона секретной информацией, то вы никак не сможете воспользоваться этими функциями.

Моя основная почта с 2007 года — это часть моего номера мобильного телефона. Сделал я так, потому что за день работы в оперативной полиграфии происходит большое количество телефонных звонков минуя менеджера. Во время переговоров клиенту приходится диктовать адрес своей электронной почты. Я видел и слышал как клиенты постоянно путаются, переспрашивают, отправляют письма на несуществующую почту, в общем, ничего приятного.

Делая визитки нашему техническому директору Саше в Луна Принт я заметил, что его почта полностью повторяла его номер телефона плюс @mail.ru, он сказал, что это очень удобно — цифры сложно перепутать на слух. Посмотрев на все это, я зарегистрировал новую почту, единственный момент, который я посчитал нужным изменить — укоротить номер. Я стал говорить: «Адрес моей электронной почты такой же как номер телефона с которого я звоню, за исключением кода 8923» — и проговаривал адрес. Больше никто из клиентов не путался в написании электронного адреса, письма стали приходить вовремя и по адресу, проблема была решена быстро и бесплатно.

Когда флешки на рынке стали дешевыми решениями хранения и переноса информации, начал замечать что люди их часто забывают. Со мной тоже такое случалось, тут ценность не в самой флешке, а в её содержимом. Так вот, чтобы повысить шанс возвращения флешки из копировального центра, фотоцентра или любого другого заведения, которые я с ними посещал, я стал менять её название на номер своего мобильного телефона. Если в друг человек с другой стороны найдет флешку и решит её хотя бы проверить, то он увидит в названии устройства мой контакт, больше оказать воздействие на удачный исход возвращения вещи к хозяину я никак не могу. Тоже самое касается портативных жестких дисков, айподов и прочих гаджетов.

Из последнего что я сделал — изменил имя айфона на номер телефона и имя. Тут, конечно, глупо надеяться на возвращение вдруг потерянного телефона, но можно надеяться на неожиданное общение. Например, у меня всегда включен блютуз так как в машине автоматом подключается хэндс фри. Когда кто-то вдруг захочет передать мне файл или просто сканирует у кого включен блютуз, например на Кодефесте, то он увидит в названии устройства номер телефона и имя, а дальше уже включается внутренний триггер человека: «Может позвонить, это реальный номер?». Это пока просто эксперимент, посмотрим как он себя покажет. Тут, кстати, может сработать и хулиганство, например, кто-то может позвонить в кино, но пока такого не было.

Мне интересно выжать из этой темы максимум. Напишите какие еще полезные побочные функции номера телефона вы знаете и сами пользуйтесь?

Сейчас я всегда работаю на стационарных компьютерах, но когда пересяду на ноутбук, первое что я сделаю — поставлю пароль и назову пользователя номером мобильного телефона.

Что почитать около дизайна — 6

Обзор интересных материалов: История.

На русском

  1. Интервью Евгения Ганнушкина об отношении к работе и поставленных перед тобой условиях.
  2. Биография и 10 правил Милтона Глейзера.
  3. Элин Грей — женщина, которой восхищался Корбюзье. Архитектура и предметы.
  4. Ле Корбюзье — творческая биография новатора современной архитектуры.
  5. В интервью Иван Чермаев рассказывает почему он не прикасается к компьютерам.
  6. Парадокс Монти Холла.

На английском

  1. Распорядок дня великих творческих людей мира. Это реконструкция, основана на документах, дневниках и письмах.

Что посмотреть

Качественный исторический контент. Краткая история Римской Империи за 20 минут

Книга: Мой путь. Далай-лама

Мое любимое место тратить деньги — книжные магазины. Ничего не могу с собой поделать, уже не успеваю читать, но все время покупаю что-то новенькое. Я из тех староверов, которые предпочитают бумагу всему остальному. Читаю самое разное, по большей части это относится к истории и все что с этим связано, либо к дизайну. Сейчас делюсь впечатлением от прочтения книги «Мой путь. Своими словами о главном» — это моя первая рецензия на книгу. Перед её чтением стояла главная задача — ознакомиться с другой культурой, ничего большего от этой книги я не ждал, но все оказалось намного интересней. Эта заметка не о религии.

Все чаще читаю в зарубежных блогах об эмпатии, и слышу в выступлениях на российских дизайн-конференциях о развитии и применении дизайнерами эмпатии. Ещё ни разу не встречал рецепта как её развивать, каким концом её правильно прикладывать и к какому месту проекта. Все вокруг о ней говорят, сам делаешь проекты, стараешься, получается, но осознанного в развитии эмпатии мало, да и возможно ли развитие, есть ли границы у развития эмпатии и как это понять?

Если опустить все религиозные значения и пропагандистские задачи книги, то внушительная её часть посвящена состраданию и развитию в себе данных качеств. По сути своей сострадание это одна из частей эмпатии, и вот этому как раз можно обучиться. И суть в развитии сострадания в том, чтобы отказаться в первую очередь от негативных эмоций — гнева и ненависти. Не знаю как у вас, но меня иногда бомбит при работе над проектами, и это совершенно не связано с будущими пользователями, но если включены негативные эмоции то ни о каком сострадании и речи быть не может.

В книге описаны советы как избавляться от негативных эмоций и развивать сострадание, а сострадание как мы помним — часть эмпатии. В частности, принимать ситуации и людей как есть, они в этом не виноваты и стараться контролировать и предотвращать включение негативных эмоций, например, в этом могут помочь дыхательные техники и медитации. Кстати, читали Людвига Быстроновского о медитациях? Почитайте, он много и доходчиво пишет о медитациях и их пользе. А о пользе контроля дыхания можете посмотреть ролик Эппл о приложении «Дыхание» в часах, различные техники дыхания так же применяются спортсменами.

Медитация учит замечать порывы эмоций и оставаться спокойным, не поддаваясь им: ты видишь гнев, даешь ему уйти. Л. Быстроновский

Помимо развития сострадания и медитаций в книге можно вычленить из контекста как отбрасывать все лишнее из окружающего мира, как сосредоточиться на главном, как управлять гневом, дыханием. Хорошие главы о коллективной социальной отвественности и нейробиологии.

Рекомендую к прочтению дизайнерам, для понимая себя, людей, другой культуры. Советую читать эту книгу в контексте своей деятельности, это откроет вам очень много нового.

Цитаты, найденные при быстром пролистывании.

— Изменить ум можно только с помощью самого ума.
— Людям не нравится, когда их подавляют и обманывают. И не важно, кто это делает — отдельные личности или система. Такие действия противоречат самой натуре человека.
— Цель жизни заключается в том, чтобы быть счастливым.
— Подлинное сострадание не является всего лишь эмоциональным откликом, подлинное сострадание — это осознанная разумом твердая решимость.

P.S. Вы можете сказать: о сострадании ты мог бы почитать и в Библии, но там нет ничего о том как это делать. И библию я воспринимаю исключительно как исторический источник. Спасибо родному Истфаку :)

Иллюстрация: Статуя императора Октавиана Августа в образе Юпитера. Коллекция «Римский портрет», Эрмитаж.

Ctrl + ↓ Ранее