Обо мнеИзбранное Вредный дизайнер

Избранное

Как документировать процесс по генерации документов?

Несколько месяцев назад я закончил один из этапов своего профессионального пути в Лаборатории 365 и сейчас двигаюсь дальше. Я хочу рассказать как мне удалось задокументировать часть разработки связанную с генерацией документов в достаточном объеме для дальнейшего спокойного использования созданной системы в течении двух лет. Я постараюсь максимально дать читателю полезный материал, и в тоже время соблюсти интересы проекта и не разглашать нюансы реализации и внутреннего использования.

Дано:

  1. крутая команда разработки Студии 15 и конечно же менеджер проекта. На момент старта проекта я работал арт-директором в Студии 15
  2. стартап с железобетонными сроками к определенному событию — старт акселерации во ФРИИ
  3. первоначальный набор шаблонов из 15+ документов различного объема от 1 страницы до 100+ страниц в одном документе с разными условиями подключения
  4. сторонний проект, который должен быть интегрирован с будущим решением
  5. дизайнер (аналитик, проектировщик, дизайнер, арт-директор, product owner, менеджер продукта в одном лице)

Задача:

  1. запустить проект к сроку
  2. не сдохнуть команде через полгода в хаосе при подключении нового функционала и еще большего объема документации в системе (в случае подтверждения гипотезы)
  3. минимальным количеством букв и затраченных сил добиться пригодной документации
  4. отчуждаемость документации любой команде/любому сотруднику не в контексте

Сразу оговорюсь, что шаблоны документов были сделаны без какой-либо методологии, я руководствовался исключительно спецификой проекта, здравым смыслом и жутким ограничением во времени.

Анализ и подготовка

Надеюсь что вы начинаете любую нетривиальную задачу с анализа материала, в моем случае материалом были шаблоны документов. Мне необходимо было определить периодичность использования однотипных данных внутри одного документа и между документами. Это было необходимо для понимания, нужна система именно сейчас или можно сначала быстро сделать на коленке, а потом разбираться с полученным результатом. На тот момент было принято решение что система нужна, так как практически все данные, в том или ином объеме, повторялись внутри одного документа и во всем пакете документов — а это верный признак путаницы уже на втором-третьем документе при подключении.

Следующий шаг — понять состояние чистоты разметки документов. Объясню. Дело в том, что я получил уже заполненные шаблоны документов от методолога — кто, когда и как делал эти документы я не знал, даже если бы и знал мне это мало бы что дало. Документ .docx внутри что-то вроде xml для текста и некоторые элементы визуально могут быть не видны в открытом документе, но в разметке документа присутствовать. Как на эти элементы разметки отреагирует генератор документов и различный софт для просмотра документа — неизвестно. Основная ставка была на Microsoft Word, но есть OpenOffice, LibreOffice и все они могут давать различный результат. Поэтому все шаблоны сначала проходили процедуру очистки стилей — полный сброс любого оформления и повторное оформление стилями документов, где-то с корректировкой структуры документа. И даже после этой процедуры мы собирали проблемы в содержимом документов после генерации. В дальнейшем я пришел к тому, что если документ небольшой, лучше его перенабрать с нуля, а не брать в работу предоставленный методологом шаблон, это здорово экономит время на документах до 5-ти страниц. Никому не хочется потом искать причину, почему что-то поехало, процесс отладки данных случаев крайне утомителен для команды. На этом же этапе, если у вас пакет документов, вы приходите к единообразному визуальному языку.

И раз мы провели обряд очищения документов, то пасхалка в метаинформации напрашивалась сама собой, ведь люди любят делиться хорошими документами

После всех работ связанных с подготовкой документов я приступал к разметке документов для автоматической генерации.

Разметка документов

На этом этапе узнайте у разработчиков формат переменных, который поддерживает выбранный вашей командой генератор документов, чтобы потом не пришлось переделывать. Мне пришлось переделывать, но это было связано с заменой генератора. Новый генератор не смог работать с переменными в прежнем формате, но возможности нового генератора оказались для нас важнее и мы решились на замену.

Проверьте достаточность информации в системе, определите какого объема данных не хватает для  документа. Когда эти данные появятся в системе? Если не хватает данных для самодостаточности документа, лучше его отложить. Что такое самодостаточность документа? В моем случае, был один документ, который мы доделывали в 3 этапа, но самодостаточным он был сразу для одного конкретного сценария, но остальные сценарии не покрывал, поэтому мы приняли решение выкатывать документ на прод оставив для непокрытых сценариев пустые ячейки для самостоятельного заполнения пользователем, и в последующем добили документ с появлением необходимого функционала.

Документация переменных и интерфейса

В начале заметки я написал, что мы были жестко ограничены к определенному событию. Вдобавок ко всему, у меня уже был спланирован отпуск. Когда я был недоступен, но нужно было срочно добавить системную переменную (отсутствует в интерфейсе конечного пользователя), разработчики сами добавляли строку с переменной, а я потом дописывал недостающие условия. В связи с этим спецификация переменных не претендует на правильность и идеальность, но это вполне рабочий документ, который в последствии разрастался и эволюционировал. Основная вкладка в документе структурно не менялась со старта и на момент моего ухода проекта.

Шаблон «Спецификации данных полей», который вы можете брать и использовать в своей работе. В документе я оставил часть данных для примера. Этот шаблон может подойти для документации интерфейса, чтобы контролировать качество разработки — product owner знает какой минимальный результат он получит, разработчик четко понимает какой минимум требуется сделать из описания задачи + спецификации данных полей, а если чего не хватает он об этом скажет, инженер по тестированию ясно видит очевидные кейсы. В итоге, все в плюсе.

По началу документ отнимет значительное количество часов, но затем он кратно сэкономит вам затраченное время, а актуализация будет эпизодически отнимать буквально минуты.

Содержание:

  1. Страница — ориентир человеку вне контекста проекта, где искать. Полезно для нового члена в команде или передачи проекта на аутсорс разработку
  2. Название поля
  3. Тип поля
  4. Обязательность поля в проектах (напоминаю, у нас была БД другого проекта) — маркер синхронизации требования обязательности между документом и интерфейсом. В случае, обязательности информации в документе и система не может другим путем её получить, необходимо будет сделать это поле в интерфейсе обязательным
  5. Маска поля — в нормативной документации четко определен формат записи информации.
  6. Значение по умолчанию
  7. Максимальное количество символов в поле
  8. Масштабируемость поля (зависит от разрешения) — описание поведения элемента интерфейса в зависимости от разрешения
  9. Требование к данным — какое взаимодействие разрешено с элементом интерфейса, и что может придти на вход
  10. Образец успешного заполнения
  11. Плэйсхолдер — подсказка для пользователя внутри элемента интерфейса
  12. Кастомизация поля — нестандартные элементы интерфейса или допиленные под задачи
  13. Дополнительная информация рядом с полем — когда плэйсхолдером не обойтись из-за объема текста, то используем тултип или дескриптор
  14. Тип валидации
  15. Сообщение валидации — условия и ответ системы
  16. Переменная в шаблонах документов — что будет вставлено в шаблон документа
  17. Ссылка на страницу — не использовал в итоге
  18. Расположение поля в интерфейсе — не использовал в итоге

Документация подключения документа

Для получения документа конечным пользователем недостаточно его отредактировать и разметить, документ еще нужно правильно подключить. Особенно важно, если у вас один и тот же шаблон в зависимости от условий меняет свое содержание. Для этого я использовал отдельный документ.

Шаблон «Подключение документов», надеюсь что он кому-то пригодится.

Содержание:

  1. Статус — говорит в каком состоянии на данный момент документ в системе. Один документ мы подключали в 3 этапа, статус документа был «Доработать»
  2. Документ — название документа внутри команды, базы знаний и внутри нашей документации и системы постановки задач
  3. Тип
  4. Формат документа — когда один и тот же документ, может быть в разных шаблонах в зависимости от нормативно-технической документации, которой этот документ соответствует
  5. Формирование — документ может быть просто шаблоном, в который просто подставляются переменные или же из шаблона в 3 стр может получаться 100+ страничные документы — динамические документы
  6. Наличие в пакете — особенность системы, можно получить пакет документов или скачать документы по отдельности
  7. Условие наличия — присутствие конкретного документа в пакете
  8. Особенность подключения — та часть документа, которой нет в шаблоне и она регламентируется кодом.
  9. Ссылка на файл для подключения
  10. Скачать отдельно
  11. Название файла для скачивания — документ в системе может называться как угодно, но конечный пользователь при скачивании должен видеть определенное название

Итого

В результате мной в обоих документах заполнено 362 строки. Внушительный объем? Но на деле это на 30+ шаблонов документов и суммарно затрачено 40-60 часов работы одного человека за два года (1-1,5 недели), без учета редактуры самих шаблонов и формулировки задач на подключение.

Проект успешно прошел акселерацию во ФРИИ и пришел к форме собственной команды разработки. Благодаря существующей документации новым членам команды не пришлось долго вникать, что же было сделано до них в части генерации документов. У всех членов команды был доступ к актуальному состоянию подключенных документов в любой момент времени.

Основные этапы при документации процесса генерации документов:

  1. Анализ содержательной части документов
  2. Чистка стилей документов
  3. Фиксировать переменные параллельно с разметкой документов
  4. Фиксировать нюансы подключения шаблонов документов.

Веду телеграм-канал о дизайне в широком смысле Вредный дизайнер

Знак Томска

Визуализация территорий в регионах пошла на спад, пару последних лет это было повальное освоение бюджетов вместо ремонта фасадов и инфраструктуры для местных жителей. В 2015 года инвестиционный портал Томской области проводил открытое голосование по выбора визуального и вербального образа Томской области — ведь именно визуальная составляющая улучшает инвестиционный климат региона, а не федеральное и местное законодательство по защите частной собственности, защите инвестиций, а также гражданских свобод. Кстати, если вы попытаетесь сейчас почитать положение о том конкурсе или посмотреть новости о нем, то страницы будут недоступны. Это к слову об открытости и целостности информации от государственных структур.

Вернемся к конкурсу, большинство участников не смущало то, что они решали задачу не области, а областного центра. Но позвольте, Томск — это далеко не область и наоборот.

В результате чего было потрачено из бюджета 300 тысяч рублей и ничего не было принято в работу.

Тупик

Итак, летом 2013 года, видимо, меня хорошенько припекло и я написал первый пост о возможности использования дорожного знака тупика в качестве идентификации для Томска. Тогда я просто написал чтобы получить обратную связь, но так ее и не дождался, видимо не до конца сформулировал свои мысли по этому поводу.

... хочется Василия Шукшина в идентификации территории ...

Эта история так и осталась бы без продолжения если бы я не наткнулся на конкурс, упомянутый в начале заметки. И в 2015 году я в Живом Журнале написал продолжение мысли по этому поводу.

Использование этого знака я предлагал не для того, чтобы поржать. Настало время объяснить. Дело в том, что принято ругать Николая Георгиевича Гарина-Михайловского за то, что Транссибирская магистраль прошла мимо Томска, но причин на самом деле было множество. Но благодаря волей сложившихся обстоятельств, мы живем в городе, который нам нравится. Изоляция — хорошо. Да, мое мнение, в корне расходится с глобальными процессами, мнением политиков, и прочих активных товарищей. И я не имею в виду полную изоляцию, так тоже нельзя, но чуть-чуть ограничений это только на пользу. Наше мнение и мнение горожан нужно развернуть на 180 градусов, что тупик это не плохо, а наоборот, это наше преимущество. И на этом нужно строить внутренние и внешние коммуникации.

Тему можно развивать бесконечно долго, но мне было бы приятно приехать в Питер, Самару, Великий Устюг, Красноярск, Хабаровск, ... и прогуливаясь по улицам наткнуться на логотип Томска и вспомнить о малой Родине. В этом сила этого решения, оно универсально и уже внедрено во всех городах России и не ограничивается Россией. А выделять область или населенный пункт среди других регионов и городов нужно другим, не логотипом, а условиями во всех сферах работы и жизни людей.

Для любителей сравнивать буквы — да, подтверждаю, тексты процитированные здесь, и оригинал в ЖЖ отличаются. Я это сделал для того, чтобы тот же самый смысл объяснить более простым слогом.

Сейчас, когда прошло четыре года с последней заметки, хочу дополнить основную канву. Когда я говорю, что изоляция — хорошо, я не имею ввиду «железный занавес». Я против любых ограничений к информации, находящейся в свободном доступе в любой точке мира, будь то научная информация или любая другая, и, как историк я понимаю, есть исключения, но они должны оставаться точечными. Когда я говорю: изоляция — хорошо, я имею ввиду что мы можем сосредоточиться на решении своих проблем и не распылять своего внимания на коммуникациях с соседями. И это не значит, что коммуникаций с соседями быть не должно.

Думаю, что знак тупика никогда не станет официальным знаком Томска, так как просто не хватит воли для принятия официального решения о таком непопулярном образе. Но особенности транспортной доступности Томска уже давно стали фольклором.

Я бы хотел обратиться к сообществу дизайнеров, иллюстраторов, художников и людей с любой формой творчества, давайте каждый сделает свой вариант ТомскаТупика, никаких ограничений по цвету, стилю, реализации нет, единственное требование — считывание знака «тупик» или его присутствие в композиции. Выкладывайте в соцсети с хэштегом #томсктупик и #tomsktupik или присылайте на почту tomsktupik@yandex.ru.

Работы, которые будут присланы и найдены по хэштегам будут опубликованы в Инстраграме tomsktupik. Зарегистрирован домен tomsktupik.ru (скоро там что-то появится). Все работы будут выкладываться с указанием авторства, если вы хотите указать ссылку на компанию и автора — не проблема, пишите на почту, указанную в абзаце выше.

Путь историка в информационные технологии

В начале мая, впервые публично рассказал в чем, по моему мнению, заключаются сильные стороны гуманитарного образования в информационных технологиях, в частности исторического образования Томского государственного университета. Расставил акценты для студентов и преподавателей, на какие компетенции необходимо обратить внимание в процессе обучения. Спасибо Alma Mater за предоставленную возможность.

Упомянутые профессиональные сообщества:
— CreativeRussia http://creativerussia.co/
— Гильдия вольных проектировщиков https://the-guild.ru/

В данной лекции в образовательных целях используются отрывки из:
— Древняя Греция за 18 минут © Арзамас https://youtu.be/LJdhEpJ03Ug
— Русские Евреи. Фильм второй. С предисловием Леонида Парфенова. © Фонд Генезис, Леонид Парфенов https://youtu.be/HcV8-I_zgC8
— Трейлер Abstract : The Art of Design на русском © канал VPerevode, http://atwinta.ru
— Навыки дизайнера © Рома Филиппов http://romafilippov.ru/blog/all/soft-skills/

Качество эмоций ≠ Качество товаров

cover white

Товары Икея второстепенны, главное — эмоция

Основная претензия к товарам Икеи — это их низкое качество (Яндекс отвечает), но бизнес Икеи построен не на товарах, поэтому не нужно ждать от них вообще какого-либо качества. Но это не значит, что их не нужно покупать.

Икея проектирует эмоции, эмоции вертят потребителем

Помните замечательный фильм «Wag the Dog»? Освежим в памяти

Основная бизнес-модель Икеи построена на эмоциях. Дизайнеры и маркетологи Икеи прорабатывают эту сторону взаимодействия с брендом до мелочей, а инженеры эти мелочи воплощают в предметах. Всё начинается с приятного дизайна, от которого не хочется отвернуться и который не кричит «я король», по большей части, который радует глаз своим минимализмом и функциональностью.

Дизайн — коммуникация, с помощью которой бренд провоцирует активацию фантазии потребителя, дает представить, где бы он мог это расположить у себя дома, и как результат представления появляются эмоции, и тут капкан захлопывается. Икея максимально в реальном мире задействует воображение, в скором будущем Икея, возможно, представит разработки для виртуальной реальности или будет использовать технологии дополненной реальности, вы сможете поставить кухню Икеа в пустой квартире на экране смартфона или сможете взаимодействовать с кухней в шлеме виртуальной реальности, и это будет очень просто и доступно. Для потребителей, которым медведь наступил на пространственное воображение, сейчас компания предлагает свои решения готовой визуализации, выставки в магазине, каталоги и планировщики, повторюсь, скорее всего это очень скоро пополнится VR-приложениями.

Затем потребителю предстоит проверка своих способностей, по сути это вызов самому себе. Вы пройдете проверку своих способностей на возможность собрать предметы по пошаговой инструкции, как в детском конструкторе. Собрав мебель, вы будете ощущать себя так, как будто вы её спроектировали, отобрали материал, изготовили вручную и собрали, в этом случае очень тонко подмечена потребность в результате, и эта потребность Икеей удовлетворяется. Они дали максимальную эмоцию при минимальных энергетических затратах потребителя.

Думаете на этом все заканчивается? Нет. Прошли те времена, когда мебель и предметы быта передавали по наследству. Представьте, стоит у вас мебель дома несколько лет, и хочется чего-то нового, свежего, в общем, праздника и весны хочется в доме, самое простое что можно сделать — ремонт, но мы уже знаем чем и когда эта затея заканчивается. Поэтому второй способ — изменить предметное окружение, но не настолько радикально, чтобы в феврале улететь в Доминиканскую Республику. А как сделать это более бюджетно и приятно глазу? Догадались? Эмоциональный цикл замкнулся, можете считать это болезнью или наркотиком, но в большей массе это действительно работает.

Икея нашла тонкую грань между болезнью шоппоголика и рациональным потреблением, в магазине может суровый дровосек ми-ми-шить возле ростка декоративного бамбука. И очень важную роль тут играет цена эмоций, не товаров, а именно эмоций, за которые вы готовы заплатить. И в этой ситуации отличное качество описанному циклу эмоций только мешало бы. Право выбора остается за вами, подарить себе и близким эмоции или нет, и да, придется закрыть глаза на качество.

Воспитание визуальной среды

Немаловажную роль на себя берет дизайн Икеи. Для детей Икея важна формированием визуального вкуса исходя из окружающей их обстановки, и судя по бюджетным решениям на российском рынке детской мебели и потребительских товаров, пока это лучшее массовое решение.

P.S. У Икея есть товары отличного качества, но они намного выше среднего ценового сегмента по рынку.

Навыки дизайнера

cover white

Челове́к дизáйнер. Глава 2

Это продолжение серии записей о Челове́ке дизáйнере. Цель этого цикла — разобраться в себе, задача этой заметки — найти отличия между новичками и опытными дизайнерами. Серия заметок будет двигаться от общего к частному. Сопутствующая задача — помочь себе в проведении собеседований на открытые вакансии в Студии. Также я хочу понимать на какие качества следует обратить внимание сотрудникам, чтобы стать лучше и эффективнее.

В апреле в Томске прошла 4-я ежегодная конференция DevPro, после которой меня заинтересовала тема доклада Сергея Дорофеева о личностных качествах кандидатов на работу: «Soft skills сотрудников — залог успешного развития IT-компании». В результате я решил, что будет полезно составить схему навыков и качеств кандидата в дизайнеры / действующего дизайнера (отчасти и аналитика), и, одновременно, добавить те навыки и качества, которые я вижу в себе или хочу увидеть.

Минутка истории

В V веке нашей эры философ Марциан Капелла написал трактат «О бракосочетании Филологии и Меркурия». Этот текст в аллегорической форме закрепил представление о круге научных знаний, формирующего образованного человека и необходимого для занятия философией. В списке Капеллы было семь дисциплин, разбитых на тривий (три базовых, в современном понимании — гуманитарных) и квадривий (четыре второстепенных, технических): грамматика, диалектика или логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

«Чему учили детей в Древней Греции», Артем Асташенков

Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» (1167—1185)

Навыки и качества. В чём разница?

В прошлой заметке я ставил перед собой глобальную дилемму — почему иногда новичок может, а профессионал нет. Отчасти схема, составленная мною, может дать на это ответ. Всё зависит от задачи, времени и личностных качеств. Неважно, какие у человека профессиональные навыки в данный момент времени, важно то, как он использует личностные качества для максимально эффективного решения задачи.

На́вык — деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.
Википедия

Преимущество новичка в том, что у него нет багажа профессионального опыта, и для решения задачи организм подключает личностные качества.

Получается, что специалист с большим опытом в профессии иногда уступает в качестве решений новичку. Это происходит потому, что в какой-то момент времени опыт отключает личностные качества и говорит, что он справится с этой задачей сам, потребляя при этом меньшее количество ресурсов, в-общем, это похоже на самонадеянных водителей спустя год после получения прав.

Качества личности — стабильные внутренние особенности человека.
Психологический словарь

Дизайнеры любят визуализировать или материализовывать объекты — это краеугольный камень профессии. На этом пути профессионала и новичка поджидает ловушка ленивого мозга — хочется прыгнуть в поле профессиональных навыков. При этом забываются личностные качества, а они важны для контроля и решения задач в работе. Такую схему можно составить для любой сферы, специальности, основное отличие будет в профессиональных навыках человека. Ещё раз повторюсь, все зависит от сложности задачи, я рассматривал задачи, которые под силу новичку с базовыми навыками и профессионалу.

Открыть схему: «Качества и навыки дизайнера». Автор: Рома Филиппов

Проводя собеседование аналитиков, я задавал вопрос: «Чем отличается аналитическое, системное мышление от критического?» — но ни одного внятного ответа от кандидатов так и не получил, хотя ждал логических выводов на основании названий типов мышления. Схему я буду периодически пополнять и расширять, на её основе четко сформулирую требования вакансий в Студии 15 и расширю свой список необычных вопросов на собеседовании. О типах мышления и работы с ним я расскажу в следующей заметке.

В заключение я хочу сказать спасибо моей Маме, моей семье, моим преподавателям — Савиной Татьяне Николаевне (преподаватель физики, г. Ачинск) и Фоминых Сергею Фёдоровичу (заведующий кафедрой современной российской истории ТГУ, г. Томск), моим друзьям. Благодаря этим людям у меня сформировались те личностные качества, которые мне помогают в работе.

Иллюстрация: Scene from The Storehouse of Loyalty (Chushingura), 1806, by Hokusai (1760—1849). Japan. Edo period (1615—1868).

Веду телеграм-канал о дизайне в широком смысле Вредный дизайнер

Плакаты к дню Победы

cover white

Некомпетентность сегодня воспитывает невежество будущих поколений

Каждый год вместе с многочисленными жителями Томска, я наблюдаю некорректные материалы посвященные 9 мая, размещенные по городу.

Практически, с любым бюджетным заказом (закупкой) контроль производится только количественный, и никто не знает или не хочет знать как произвести качественный контроль и чаще всего требования к закупке пишут люди, которые не могут описать и предъявить критерии качества произведенной услуги или продукта, в итоге получается так, что объем качества определяет исполнитель, который не всегда заинтересован в последнем.

Я считаю, что с материалами, которые являются массовыми, агитационными, просветительскими должны работать независимые эксперты на общественных началах, как на этапе выработки требований к качеству, так и в ходе приемки результатов работ и проверки соответствия, это общественных долг поколений. Праздник Победы относится к событиям коснувшихся чуть ли ни каждой семьи, поэтому к нему нужно подходить с трепетом, иначе в один прекрасный весенний день мы услышим от наших детей, что Великая Отечественная война началась 9 мая 1941 года.

В 2012 году в Живом журнале я написал заметку о проблеме датировки плакатов:

Меня всегда поражало, это же каким органом надо думать, чтобы на плакате 9 мая написать «1941-1945», зачем писать две цифры, когда первая к дню Победы не имеет отношения. День Победы это определенная дата — 9 мая 1945 г., а не все 9 мая в период с 1941 по 1945 гг. Один ... в свое время догадался написать, остальные пошли под копирку штамповать даже не задумываясь что делают.

На рассвете 9 мая 1942 немцы, проведя артиллерийскую подготовку, силами 28-й и 50-й пехотных дивизий с танками нанесли удар в направлении совхоз Арма-Эли, курган Кара-Оба. Одновременно для развития наступления в северо-восточном и восточном направлениях они ввели в сражение 170-ю пехотную дивизию.

Писать надо «9 мая 1945» и никаких дат больше не должно быть.

Если «1941-1945» несет под собой просветительскую цель (ну мало ли вдруг есть люди, которые в школе не учились, или ТВ не смотрят, и вообще в землянке всю жизнь прожили), тогда не надо писать это крупно, напишите мелким шрифтом, как обычно пишутся условия кредитования на щитах банков, пишите временные рамки ВОВ с датой 22 июня — начало войны, заодно пишите этапы войны, ключевые сражения, генеральский штаб, основные полководцы.

Но зачем вообще думать что делаешь или контролировать выполнение работы другими, проще заклеить весь город «9 мая 1941-1945 гг.» это надо быть роботом.

Сегодня в Томске я увидел очередной шедевр, вернее внимательно к нему присмотрелся, который и послужил катализатором к написанию данного поста, посмотрите:

Это развешано по всему городу в различных форматах от маленьких плакатов до больших щитов. Дизайнер данного произведения решил поздравить жителей города с 2 мая, может быть это годовщина его свадьбы или день рождение его мамы, не важно, важно то, что это верх невежества и некомпетентности не только дизайнера, но и рекламно-разрешительного отдела Администрации города Томска. Как можно было пропустить в массы данный материал, я не понимаю.

Проблема таких итогов исполнения кроется еще в том, что для чиновников оформление города к Дню Победы превратилось уже в шаблон. Любой шаблон, система, автоматизация не только упрощает нашу жизнь, но и позволяет мозгу лениться. Как следствие, человек по инерции выполняет свои обязанности, в данном случае дизайнер по инерции выполнил свои, чиновник по инерции выполнил свои, но труда в этой деятельности нет. 

В течение 9 мая 1943 года на Кубани, северо-восточнее Новороссийска, наши войска продолжали вести бои по разрушению укреплений противника. На отдельных участках немцы ожесточёнными контратаками пытались вернуть утерянные ими позиции. Наши части отбили все атаки противника и нанесли ему значительные потери.

Большинство плакатов к 9 мая изготавливаются в информационной модели, хотя датировкой они хотят казаться просветительскими, но на самом деле говорят нам только одно — 9 мая День Победы. Обычно еще приписывают воззвание к внутреннему миру зрителя, но плакаты выполнены в таком исполнении, что зритель динамичного города не хочет останавливаться и читать, а тем более разглядывать, очередное шаблонное решение, которое он видел на протяжении последних несколько лет. Я совершенно уверен что большинство жителей Томска не обратят внимание, что на плакате не 9 а 2.

Сам дух данного праздника говорит нам о том, что мы обязаны знать что происходило во время войны. А как мы можем знать, если легко воспринимаемых микроформатов просветительской информации просто нет. Общедоступные просветительские каналы — радио и телевидение, но там огромный объем структурированной информации, я специально здесь не упоминаю школьное образование, особенно период изучения Великой Отечественной войны, который читают в старших классах, а у детей голова забита подготовкой к ЕГЭ, а не патриотическими вещами, тем более эмоциональный фон таков, что он направлен в другое русло. 

Плакат с легкостью может справиться с задачей просвещения в микроформатах. Например, можно рассказать о хронологии войны, о видах оружия, которые изготавливались в Томске и отправлялись на фронт, о томичах на фронте, и так далее. Быть более эмоциональным, сбалансированным.

Этот пост написан в надежде, что дизайнер, который в очередной раз будет выполнять заказ на плакат посвященный 9 мая, сначала обратится к поисковику и случайно наткнется на данной зов к профессиональной чести и совести.

Обращение к сообществу дизайнеров

Мы можем оказать влияние на сложившуюся вокруг нас ситуацию, минимум — это распространить данную информацию, поделиться постом, переписать данный текст или написать об этом, не важно как, важна суть проблемы.

К исходу 9 мая 1944 года Севастополь был полностью освобождён советскими войсками.

Будет замечательно, если мы будем создавать макеты и относить к чиновникам, которые принимают решение. Я поставил себе задачу в календарь на будущий год, напомнить в середине апреля о необходимости создания плакатов в Томске к 9 мая. Через год я выложу в блог варианты плакатов для Томска.

Фотография: Проект посвященный истории 79-й Гвардейской стрелковой дивизии

 242   2016   9 мая   плакат

Homo Excogitatoris

cover white

Челове́к дизáйнер

Я начинаю цикл постов о внутреннем дизайнере, в первую очередь мне интересно мысли переложить в текст, во-вторых, возможно найдется тот, кто в моих размышлениях узнает себя, в-третьих, мне интересен вопрос с профессиональной точки зрения.

Итак, середина 2013 года, Антон Шнайдер взбудоражил профессиональное сообщество советами о развитии дизайнера, прежде чем продолжать читать дальше, советую прочитать первую и вторую части совета на сайте Бюро Артёма Горбунова.

Антон начал в Студии Артемия Лебедева ведущим дизайнером, создал и продолжает заниматься собственным проектным бюро S-I-L-A, сейчас работает Арт-директором в Яндексе.

Ступени развития дизайнера, описанные в советах, не являются единственным верным путем, вернее этот путь может быть нелинейным и непоследовательным. Развитие дизайнера может не содержать в себе те или иные ступени из системы, а может и не содержать совсем ни одной. Возможно, развитие может быть вне системы.

Бывает так, что новичок в профессии выдает решение на уровне мастера своего дела, не копируя чье-либо решение. Предложенный вариант решения задачи успешно проходит испытание реальностью. Возникает вопрос, как у этого парня получилось?

Наши родители в этом случае сказали бы: «Устами младенца глаголет истина». Что еще удивительней, это то, что когда парень-дизайнер становится профессионально выше по лестнице, он уже не может выдать решение подобное тому, что было в начале его пути. Не только не может, но и не знает, как это сделать.

А проблема в том, что порой весь наработанный нами «багаж» не помогает, а скорее больше только мешает. И вот тут необходимо преодолеть данные барьеры, это как «кризис среднего возраста» только в профессии. Преодоление барьеров — выход из зоны комфорта или «перезагрузка организма», да как бы это не звучало заезженно, но это так. Все это слышали, кое-кто даже знает, что с этим делать, но не все понимают, что должно измениться внутри и в чем это будет выражаться.

Необходимо не только сделать себе некомфортно, а изменить свой день полностью, до неузнаваемости. Выбить из под ног организма привычный распорядок дня, а мозг все чаще помещать в нетривиальные ситуации. Да, мозг устроен таким образом, что будет стремиться к автоматизации дня организма, который его перемещает в пространстве. Мозг будет изо всех сил стараться вернуться в состояние равновесия, но необходимо помнить, что нет ни одного более ленивого органа в организме человека, чем мозг.

Антон упоминает в описании последней ступени развития дизайнера следующие отличительные черты: «Художник. Отмороженный, по мнению остальных, человек. Бывает сложно понять его поступки». Так же одним из приемов преодоления барьеров является эпатаж, когда творцы что-то специально делают на публику вопреки устоявшимся представлениям зрителей, но делают они это не только для окружающих, но и для себя, для того чтобы снять барьеры опыта (решение-шаблон). Тем самым, войти в состояние, в котором они смогут максимально решить задачу.

Древнеримский философ Цицерон утверждал, что человек может быть искренним лишь в пяти случаях — обезумев, по неосторожности, будучи пьяным, во время сна и в детстве.

Дизайнер «Художник» может выйти за рамки шаблонов и посмотреть иначе. Выйти за рамки шаблонов может и новичок в силу отсутствия опыта, но разница лишь в том, что художник сделает это осознано и под контролем, а новичок интуитивно может предложить верное решение.

Иллюстрация: Франсиско Гойя, Сумасшедший дом (1812—1814), Мадрид, Академия Сан Фернандо

 207   2016   Homo Excogitatoris