Обо мнеИзбранное

Избранное

Качество эмоций ≠ Качество товаров

cover white

Товары Икея второстепенны, главное — эмоция

Основная претензия к товарам Икеи — это их низкое качество (Яндекс отвечает), но бизнес Икеи построен не на товарах, поэтому не нужно ждать от них вообще какого-либо качества. Но это не значит, что их не нужно покупать.

Икея проектирует эмоции, эмоции вертят потребителем

Помните замечательный фильм «Wag the Dog»? Освежим в памяти

Основная бизнес-модель Икеи построена на эмоциях. Дизайнеры и маркетологи Икеи прорабатывают эту сторону взаимодействия с брендом до мелочей, а инженеры эти мелочи воплощают в предметах. Всё начинается с приятного дизайна, от которого не хочется отвернуться и который не кричит «я король», по большей части, который радует глаз своим минимализмом и функциональностью.

Дизайн — коммуникация, с помощью которой бренд провоцирует активацию фантазии потребителя, дает представить, где бы он мог это расположить у себя дома, и как результат представления появляются эмоции, и тут капкан захлопывается. Икея максимально в реальном мире задействует воображение, в скором будущем Икея, возможно, представит разработки для виртуальной реальности или будет использовать технологии дополненной реальности, вы сможете поставить кухню Икеа в пустой квартире на экране смартфона или сможете взаимодействовать с кухней в шлеме виртуальной реальности, и это будет очень просто и доступно. Для потребителей, которым медведь наступил на пространственное воображение, сейчас компания предлагает свои решения готовой визуализации, выставки в магазине, каталоги и планировщики, повторюсь, скорее всего это очень скоро пополнится VR-приложениями.

Затем потребителю предстоит проверка своих способностей, по сути это вызов самому себе. Вы пройдете проверку своих способностей на возможность собрать предметы по пошаговой инструкции, как в детском конструкторе. Собрав мебель, вы будете ощущать себя так, как будто вы её спроектировали, отобрали материал, изготовили вручную и собрали, в этом случае очень тонко подмечена потребность в результате, и эта потребность Икеей удовлетворяется. Они дали максимальную эмоцию при минимальных энергетических затратах потребителя.

Думаете на этом все заканчивается? Нет. Прошли те времена, когда мебель и предметы быта передавали по наследству. Представьте, стоит у вас мебель дома несколько лет, и хочется чего-то нового, свежего, в общем, праздника и весны хочется в доме, самое простое что можно сделать — ремонт, но мы уже знаем чем и когда эта затея заканчивается. Поэтому второй способ — изменить предметное окружение, но не настолько радикально, чтобы в феврале улететь в Доминиканскую Республику. А как сделать это более бюджетно и приятно глазу? Догадались? Эмоциональный цикл замкнулся, можете считать это болезнью или наркотиком, но в большей массе это действительно работает.

Икея нашла тонкую грань между болезнью шоппоголика и рациональным потреблением, в магазине может суровый дровосек ми-ми-шить возле ростка декоративного бамбука. И очень важную роль тут играет цена эмоций, не товаров, а именно эмоций, за которые вы готовы заплатить. И в этой ситуации отличное качество описанному циклу эмоций только мешало бы. Право выбора остается за вами, подарить себе и близким эмоции или нет, и да, придется закрыть глаза на качество.

Воспитание визуальной среды

Немаловажную роль на себя берет дизайн Икеи. Для детей Икея важна формированием визуального вкуса исходя из окружающей их обстановки, и судя по бюджетным решениям на российском рынке детской мебели и потребительских товаров, пока это лучшее массовое решение.

P.S. У Икея есть товары отличного качества, но они намного выше среднего ценового сегмента по рынку.

2016   Икея

Навыки дизайнера

cover white

Челове́к дизáйнер. Глава 2

Это продолжение серии записей о Челове́ке дизáйнере. Цель этого цикла — разобраться в себе, задача этой заметки — найти отличия между новичками и опытными дизайнерами. Серия заметок будет двигаться от общего к частному. Сопутствующая задача — помочь себе в проведении собеседований на открытые вакансии в Студии. Также я хочу понимать на какие качества следует обратить внимание сотрудникам, чтобы стать лучше и эффективнее.

В апреле в Томске прошла 4-я ежегодная конференция DevPro, после которой меня заинтересовала тема доклада Сергея Дорофеева о личностных качествах кандидатов на работу: «Soft skills сотрудников — залог успешного развития IT-компании». В результате я решил, что будет полезно составить схему навыков и качеств кандидата в дизайнеры / действующего дизайнера (отчасти и аналитика), и, одновременно, добавить те навыки и качества, которые я вижу в себе или хочу увидеть.

Минутка истории

В V веке нашей эры философ Марциан Капелла написал трактат «О бракосочетании Филологии и Меркурия». Этот текст в аллегорической форме закрепил представление о круге научных знаний, формирующего образованного человека и необходимого для занятия философией. В списке Капеллы было семь дисциплин, разбитых на тривий (три базовых, в современном понимании — гуманитарных) и квадривий (четыре второстепенных, технических): грамматика, диалектика или логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

«Чему учили детей в Древней Греции», Артем Асташенков

Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» (1167—1185)

Навыки и качества. В чём разница?

В прошлой заметке я ставил перед собой глобальную дилемму — почему иногда новичок может, а профессионал нет. Отчасти схема, составленная мною, может дать на это ответ. Всё зависит от задачи, времени и личностных качеств. Неважно, какие у человека профессиональные навыки в данный момент времени, важно то, как он использует личностные качества для максимально эффективного решения задачи.

На́вык — деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.
Википедия

Преимущество новичка в том, что у него нет багажа профессионального опыта, и для решения задачи организм подключает личностные качества.

Получается, что специалист с большим опытом в профессии иногда уступает в качестве решений новичку. Это происходит потому, что в какой-то момент времени опыт отключает личностные качества и говорит, что он справится с этой задачей сам, потребляя при этом меньшее количество ресурсов, в-общем, это похоже на самонадеянных водителей спустя год после получения прав.

Качества личности — стабильные внутренние особенности человека.
Психологический словарь

Дизайнеры любят визуализировать или материализовывать объекты — это краеугольный камень профессии. На этом пути профессионала и новичка поджидает ловушка ленивого мозга — хочется прыгнуть в поле профессиональных навыков. При этом забываются личностные качества, а они важны для контроля и решения задач в работе. Такую схему можно составить для любой сферы, специальности, основное отличие будет в профессиональных навыках человека. Ещё раз повторюсь, все зависит от сложности задачи, я рассматривал задачи, которые под силу новичку с базовыми навыками и профессионалу.

Открыть схему: «Качества и навыки дизайнера». Автор: Рома Филиппов

Проводя собеседование аналитиков, я задавал вопрос: «Чем отличается аналитическое, системное мышление от критического?» — но ни одного внятного ответа от кандидатов так и не получил, хотя ждал логических выводов на основании названий типов мышления. Схему я буду периодически пополнять и расширять, на её основе четко сформулирую требования вакансий в Студии 15 и расширю свой список необычных вопросов на собеседовании. О типах мышления и работы с ним я расскажу в следующей заметке.

В заключение я хочу сказать спасибо моей Маме, моей семье, моим преподавателям — Савиной Татьяне Николаевне (преподаватель физики, г. Ачинск) и Фоминых Сергею Фёдоровичу (заведующий кафедрой современной российской истории ТГУ, г. Томск), моим друзьям. Благодаря этим людям у меня сформировались те личностные качества, которые мне помогают в работе.

Иллюстрация: Scene from The Storehouse of Loyalty (Chushingura), 1806, by Hokusai (1760—1849). Japan. Edo period (1615—1868).

Плакаты к дню Победы

cover white

Некомпетентность сегодня воспитывает невежество будущих поколений

Каждый год вместе с многочисленными жителями Томска, я наблюдаю некорректные материалы посвященные 9 мая, размещенные по городу.

Практически, с любым бюджетным заказом (закупкой) контроль производится только количественный, и никто не знает или не хочет знать как произвести качественный контроль и чаще всего требования к закупке пишут люди, которые не могут описать и предъявить критерии качества произведенной услуги или продукта, в итоге получается так, что объем качества определяет исполнитель, который не всегда заинтересован в последнем.

Я считаю, что с материалами, которые являются массовыми, агитационными, просветительскими должны работать независимые эксперты на общественных началах, как на этапе выработки требований к качеству, так и в ходе приемки результатов работ и проверки соответствия, это общественных долг поколений. Праздник Победы относится к событиям коснувшихся чуть ли ни каждой семьи, поэтому к нему нужно подходить с трепетом, иначе в один прекрасный весенний день мы услышим от наших детей, что Великая Отечественная война началась 9 мая 1941 года.

В 2012 году в Живом журнале я написал заметку о проблеме датировки плакатов:

Меня всегда поражало, это же каким органом надо думать, чтобы на плакате 9 мая написать «1941-1945», зачем писать две цифры, когда первая к дню Победы не имеет отношения. День Победы это определенная дата — 9 мая 1945 г., а не все 9 мая в период с 1941 по 1945 гг. Один ... в свое время догадался написать, остальные пошли под копирку штамповать даже не задумываясь что делают.

На рассвете 9 мая 1942 немцы, проведя артиллерийскую подготовку, силами 28-й и 50-й пехотных дивизий с танками нанесли удар в направлении совхоз Арма-Эли, курган Кара-Оба. Одновременно для развития наступления в северо-восточном и восточном направлениях они ввели в сражение 170-ю пехотную дивизию.

Писать надо «9 мая 1945» и никаких дат больше не должно быть.

Если «1941-1945» несет под собой просветительскую цель (ну мало ли вдруг есть люди, которые в школе не учились, или ТВ не смотрят, и вообще в землянке всю жизнь прожили), тогда не надо писать это крупно, напишите мелким шрифтом, как обычно пишутся условия кредитования на щитах банков, пишите временные рамки ВОВ с датой 22 июня — начало войны, заодно пишите этапы войны, ключевые сражения, генеральский штаб, основные полководцы.

Но зачем вообще думать что делаешь или контролировать выполнение работы другими, проще заклеить весь город «9 мая 1941-1945 гг.» это надо быть роботом.

Сегодня в Томске я увидел очередной шедевр, вернее внимательно к нему присмотрелся, который и послужил катализатором к написанию данного поста, посмотрите:

Это развешано по всему городу в различных форматах от маленьких плакатов до больших щитов. Дизайнер данного произведения решил поздравить жителей города с 2 мая, может быть это годовщина его свадьбы или день рождение его мамы, не важно, важно то, что это верх невежества и некомпетентности не только дизайнера, но и рекламно-разрешительного отдела Администрации города Томска. Как можно было пропустить в массы данный материал, я не понимаю.

Проблема таких итогов исполнения кроется еще в том, что для чиновников оформление города к Дню Победы превратилось уже в шаблон. Любой шаблон, система, автоматизация не только упрощает нашу жизнь, но и позволяет мозгу лениться. Как следствие, человек по инерции выполняет свои обязанности, в данном случае дизайнер по инерции выполнил свои, чиновник по инерции выполнил свои, но труда в этой деятельности нет. 

В течение 9 мая 1943 года на Кубани, северо-восточнее Новороссийска, наши войска продолжали вести бои по разрушению укреплений противника. На отдельных участках немцы ожесточёнными контратаками пытались вернуть утерянные ими позиции. Наши части отбили все атаки противника и нанесли ему значительные потери.

Большинство плакатов к 9 мая изготавливаются в информационной модели, хотя датировкой они хотят казаться просветительскими, но на самом деле говорят нам только одно — 9 мая День Победы. Обычно еще приписывают воззвание к внутреннему миру зрителя, но плакаты выполнены в таком исполнении, что зритель динамичного города не хочет останавливаться и читать, а тем более разглядывать, очередное шаблонное решение, которое он видел на протяжении последних несколько лет. Я совершенно уверен что большинство жителей Томска не обратят внимание, что на плакате не 9 а 2.

Сам дух данного праздника говорит нам о том, что мы обязаны знать что происходило во время войны. А как мы можем знать, если легко воспринимаемых микроформатов просветительской информации просто нет. Общедоступные просветительские каналы — радио и телевидение, но там огромный объем структурированной информации, я специально здесь не упоминаю школьное образование, особенно период изучения Великой Отечественной войны, который читают в старших классах, а у детей голова забита подготовкой к ЕГЭ, а не патриотическими вещами, тем более эмоциональный фон таков, что он направлен в другое русло. 

Плакат с легкостью может справиться с задачей просвещения в микроформатах. Например, можно рассказать о хронологии войны, о видах оружия, которые изготавливались в Томске и отправлялись на фронт, о томичах на фронте, и так далее. Быть более эмоциональным, сбалансированным.

Этот пост написан в надежде, что дизайнер, который в очередной раз будет выполнять заказ на плакат посвященный 9 мая, сначала обратится к поисковику и случайно наткнется на данной зов к профессиональной чести и совести.

Обращение к сообществу дизайнеров

Мы можем оказать влияние на сложившуюся вокруг нас ситуацию, минимум — это распространить данную информацию, поделиться постом, переписать данный текст или написать об этом, не важно как, важна суть проблемы.

К исходу 9 мая 1944 года Севастополь был полностью освобождён советскими войсками.

Будет замечательно, если мы будем создавать макеты и относить к чиновникам, которые принимают решение. Я поставил себе задачу в календарь на будущий год, напомнить в середине апреля о необходимости создания плакатов в Томске к 9 мая. Через год я выложу в блог варианты плакатов для Томска.

Фотография: Проект посвященный истории 79-й Гвардейской стрелковой дивизии

Homo Excogitatoris

cover white

Челове́к дизáйнер

Я начинаю цикл постов о внутреннем дизайнере, в первую очередь мне интересно мысли переложить в текст, во-вторых, возможно найдется тот, кто в моих размышлениях узнает себя, в-третьих, мне интересен вопрос с профессиональной точки зрения.

Итак, середина 2013 года, Антон Шнайдер взбудоражил профессиональное сообщество советами о развитии дизайнера, прежде чем продолжать читать дальше, советую прочитать первую и вторую части совета на сайте Бюро Артёма Горбунова.

Антон начал в Студии Артемия Лебедева ведущим дизайнером, создал и продолжает заниматься собственным проектным бюро S-I-L-A, сейчас работает Арт-директором в Яндексе.

Ступени развития дизайнера, описанные в советах, не являются единственным верным путем, вернее этот путь может быть нелинейным и непоследовательным. Развитие дизайнера может не содержать в себе те или иные ступени из системы, а может и не содержать совсем ни одной. Возможно, развитие может быть вне системы.

Бывает так, что новичок в профессии выдает решение на уровне мастера своего дела, не копируя чье-либо решение. Предложенный вариант решения задачи успешно проходит испытание реальностью. Возникает вопрос, как у этого парня получилось?

Наши родители в этом случае сказали бы: «Устами младенца глаголет истина». Что еще удивительней, это то, что когда парень-дизайнер становится профессионально выше по лестнице, он уже не может выдать решение подобное тому, что было в начале его пути. Не только не может, но и не знает, как это сделать.

А проблема в том, что порой весь наработанный нами «багаж» не помогает, а скорее больше только мешает. И вот тут необходимо преодолеть данные барьеры, это как «кризис среднего возраста» только в профессии. Преодоление барьеров — выход из зоны комфорта или «перезагрузка организма», да как бы это не звучало заезженно, но это так. Все это слышали, кое-кто даже знает, что с этим делать, но не все понимают, что должно измениться внутри и в чем это будет выражаться.

Необходимо не только сделать себе некомфортно, а изменить свой день полностью, до неузнаваемости. Выбить из под ног организма привычный распорядок дня, а мозг все чаще помещать в нетривиальные ситуации. Да, мозг устроен таким образом, что будет стремиться к автоматизации дня организма, который его перемещает в пространстве. Мозг будет изо всех сил стараться вернуться в состояние равновесия, но необходимо помнить, что нет ни одного более ленивого органа в организме человека, чем мозг.

Антон упоминает в описании последней ступени развития дизайнера следующие отличительные черты: «Художник. Отмороженный, по мнению остальных, человек. Бывает сложно понять его поступки». Так же одним из приемов преодоления барьеров является эпатаж, когда творцы что-то специально делают на публику вопреки устоявшимся представлениям зрителей, но делают они это не только для окружающих, но и для себя, для того чтобы снять барьеры опыта (решение-шаблон). Тем самым, войти в состояние, в котором они смогут максимально решить задачу.

Древнеримский философ Цицерон утверждал, что человек может быть искренним лишь в пяти случаях — обезумев, по неосторожности, будучи пьяным, во время сна и в детстве.

Дизайнер «Художник» может выйти за рамки шаблонов и посмотреть иначе. Выйти за рамки шаблонов может и новичок в силу отсутствия опыта, но разница лишь в том, что художник сделает это осознано и под контролем, а новичок интуитивно может предложить верное решение.

Иллюстрация: Франсиско Гойя, Сумасшедший дом (1812—1814), Мадрид, Академия Сан Фернандо