Обо мнеИзбранное Вредный дизайнер

Письмо в Гильдию вольных проектировщиков

Публикую отрывки письма, которое отправил пару дней назад с запросом членства в Гильдию вольных проектировщиков. Процесс написания письма подвел итоги определенного периода жизни.

Рома Филиппов для Гильдии вольных проектировщиков

Есть множество определений «кто такой дизайнер?», но вас, я думаю, интересует мое мнение о том, как я себя осознаю? В моем понимании дизайнер — специалист широкого кругозора и поля действия, но с определенной специализацией, у него нет границ. Это человек, который берет на себя ответственность сделать мир вокруг лучше, это не всегда значит проще. Я не делю дизайнера на определенные специальности — это запрос времени, задач бизнеса и темпа развития общества. Дизайнер должен разбираться во всем процессе создания решения. Если дизайнеру не хватает инструмента для решения задачи, он сделает этот инструмент сам или овладеет им в той мере, чтобы качественно решить задачу, а может найти подходящего специалиста для реализации решения требуемого качества. Дизайнеру больше всех надо работать внутри и снаружи проекта; он понимает, кто ему требуется в команде, чтобы реализовать тот или иной проект; он умеет управлять людьми; работать редактором, фотографом, проектировщиком, аналитиком, интервьюером и т. п. Дизайнер по мере работы над проектом должен стать экспертом в сфере деятельности клиента.

О себе

Начну в хронологическом порядке. Преподаватель физики в школе показала мне как здорово решать задачи, я так тогда думал. Но на самом деле все решения задач были для того, чтобы мозг получал очередную порцию гормона удовольствия и социального утверждения позиций. С тех пор я подсел на этот наркотик и постоянно решаю задачи, даже те, которые меня не касаются.

После школы я поступил в университет на инженера промышленной электроники — самое бесполезное образование в моей жизни, но в этот период я стал совершенно самостоятельным, переехал в другой город, по сути, учился выживанию вдали от родительского дома. В конце концов инженерное образование я бросил, пошел и забрал документы из университета спустя три курса. Через несколько лет я понял, что бросил университет не по причине того, что не мог учиться на инженера, а потому что преподавать в этом университете, к сожалению, не умели, а, может быть, мне так «повезло» с преподавателями.

Пару лет я работал кем придется — администратором в компьютерном клубе в ночные смены, менеджером по рекламе в агентстве недвижимости. Все мои обязанности на этих работах привели меня в Фотошоп. Ночью в компьютерном клубе было нечем заняться, все стабильно работало и, насытившись играми, я начал искать себе занятие и одним из таких занятий стал «дизайн» коллажей в Фотошопе. Это меня настолько увлекло, что все свободное время дома я начал уделять этой деятельности.

В конце лета 2003 года меня без опыта работы и с несколькими десятками коллажей приняли на работу в компанию Будурчи, которая занимается полиграфией и наружной рекламой. Это были первые деньги, заработанные «дизайном». В компании я проработал более 5 лет. Я часто вижу в различных блогах высказывания, которые призывают: «не берите людей из сферы полиграфии в диджитал, они никогда не перестроятся». Так вот, я, наверное, живой пример обратного. Те, кто так пишут, видят одни лишь минусы, но не замечают плюсов. Дизайнер в оперативной полиграфии работает без менеджера, быстрыми четкими итерациями, поэтому ему волей-неволей приходится развивать у себя коммуникативный навык — понять задачу, быстро описать клиенту решение, и при нем же его воплотить. Диджитал-дизайнер даже не знает, как в таких условиях работать, но это уже лирика. Я считаю, что за эти годы хорошо овладел инструментами для графического дизайна, познакомился с технологиями цвета и печати, базовыми навыками дизайна и проектирования макета. Но самое главное — уговорил директора открыть направление сайтов, и сам их рисовал, верстал, программировал и запускал. Это были небольшие сайты бильярдных клубов, кафе, охранных предприятий, но я самостоятельно прошел весь процесс создания сайта.

Во время работы я случайно поступил на исторический факультет по совету друга. Спасибо Серёга. Так как я себя ранее относил к людям с техническом складом ума, каково же было мое удивление, когда я познакомился со своей гуманитарной стороной личности. Мне настолько понравилось учиться на историческом, что я не прочь и повторить. У историка и дизайнера есть большая область пересечений — рассказывать истории и передавать знания. На самом деле, когда дизайнер каждый раз общается с клиентом, защищает проект и объясняет причины своих решений, он его чуть-чуть учит, клиент получает новые для него знания и уходит от хорошего дизайнера не только с решением, но и со знаниями. И вот тут я понял, как важна правильная подача материала, а мне было с чем сравнить, я ведь первое высшее образование бросил.

Если есть постоянная жажда внутреннего роста, то в любом месте возможно достигнуть потолка. Придется преодолевать сопротивление команды или начальства и тащить их за собой, но иногда это может стать непосильной ношей. Если команда не хочет чего-то большего, то тогда нужно уходить из компании, чтобы свободно вздохнуть полной грудью.

Осенью 2008 года я сменил работу и несколько лет, кажется, три года, проработал в издательстве. Я верстал справочник Желтые страницы объемом 500 страниц на протяжении несколько месяцев, и еще несколько небольших справочников по 60 полос каждый. Скажу так: эта деятельность — полная противоположность драйву, выставленному напоказ, к которому привыкли сейчас в диджитал среде. Эта монотонная работа, требующая усидчивости, внимательности и корректного отношения к тексту и знания Adobe PageMaker 7.0.2, да я верстал еще на этом. Тут я овладел новыми инструментами, начал больше разбираться в макетировании печатных полос и узнал уйму нюансов о подготовке многостраничного издания для типографии.

На дворе начался кризис 2009 года, да, в Сибирь он пришел именно в 2009, а не в 2008 году. Я и моя сейчас уже супруга, переезжаем из Томска в Хабаровск. Тут вновь, без требуемого опыта работы, нанимаюсь на работу в компанию Адвантика, разрабатывающую сайты и занимающуюся интернет-маркетингом. В компании я проработал полгода, за это время значительно, по сравнению с прежним периодом, прокачался в UX, узнал новые возможности верстки HTML/CSS, освоил флэш-анимацию и делал баннеры, отвечающим требованиям площадки Mail.ru, но, самое главное приобретение в данной компании, — друзья. Отношения с некоторыми людьми я поддерживаю до сих пор и пытаюсь сохранить.

Долгое время занимался фрилансом. Брал заказы на графический дизайн и дизайн сайтов.

Летом 2012 года я защитил диплом и окончил с отличием исторический факультет Томского государственного университета, и мы вернулись обратно в Томск. Полгода я писал диплом, сейчас, спустя пять лет, могу провести параллели между работой дизайнера и историка. Количество и качество разных источников данных и методик исследований имеют большое значение в работе над проектом.

В этом же году устроился работать в коммуникационное агентство «Мотив» графическим дизайнером. Область полиграфической и сувенирной продукции для меня была знакомой, но за полгода работы получил самый большой опыт в маркетинге и креативном мышлении именно в этой компании. В Мотиве мы никогда не ставили перед собой задачу просто сделать, каждая работа должна была заявить об агентстве. К сожалению, в следующем 2013 году агентство закрылось, но было круто.

И вот я подошел к своему текущему месту работы, напрямую связанную с проектированием и технологиями. На момент поиска работы у меня было два потенциальных направления — графический дизайн и дизайн сайтов. В результате получилось, что 1 апреля 2013 года я вышел на работу в Студию 15.

В Студии 15, согласно записи в трудовой книжке, я работаю арт-директором. На самом деле я веду продукты от предварительной продажи с менеджером до момента, пока судьба не разлучит меня с проектом. На всем пути я выполняю различные роли: аналитик, проектировщик, дизайнер, владелец продукта, тестировщик, менеджер проекта, арт-директор, HR, иногда по старой памяти могу с программистами обсудить логику работы системы. В разных проектах я могу выступать в разных ипостасях в зависимости от потребностей проекта. Подводить итоги работы в студии еще преждевременно, поэтому вернусь к настоящему.

Сейчас мне интересна тема проектировщика/дизайнера в качестве осознания себя и процесса своей работы. Как можно контролировать свое мышление и ускорить тем самым получение результата. Мышление ≠ методологии проектирования. Методология проектирования — это топливо для правильно контролируемого мышления. Я хочу подняться дальше, на уровень выше и посмотреть что там.

В прошлом году я написал пару, значимых, на мой взгляд, заметок в блог. Одна про разницу и общность между профессионалом и новичком Homo Excogitatoris, а вторая про личностные качества и навыки дизайнера. Последний пост про навыки дизайнера в этом году послужил шаблоном собеседования для поиска аналитика-проектировщика в Студию, на беседу с кандидатом по этой схеме уходит около 1,5 часов. Плюс этой схемы в том, что люди с собеседования уходят, открыв новые стороны себя, о которых они раньше и не думали. Самое главное — процесс, как ведут себя люди, помещенные в чуждую для них ситуацию; я пытаюсь вывести кандидатов на собеседовании из позиции жертвы и понять их образ мышления и рассуждений. Мне неинтересны правильные ответы, они все субъективны. Я убежден, что не инструменты делают из человека отличного проектировщика, а его образ мышления.

Фотография: In the sculptor’s workshop (Florence) by Nanni di Banco, for the Guild of Masters in Stone and Timber.

Поделиться
Отправить
Запинить
 170   2017   Homo Excogitatoris   дизайнер
Популярное