Обо мнеИзбранное Вредный дизайнер

Позднее Ctrl + ↑

Что почитать около дизайна — 6

Обзор интересных материалов: История.

На русском

  1. Интервью Евгения Ганнушкина об отношении к работе и поставленных перед тобой условиях.
  2. Биография и 10 правил Милтона Глейзера.
  3. Элин Грей — женщина, которой восхищался Корбюзье. Архитектура и предметы.
  4. Ле Корбюзье — творческая биография новатора современной архитектуры.
  5. В интервью Иван Чермаев рассказывает почему он не прикасается к компьютерам.
  6. Парадокс Монти Холла.

На английском

  1. Распорядок дня великих творческих людей мира. Это реконструкция, основана на документах, дневниках и письмах.

Что посмотреть

Качественный исторический контент. Краткая история Римской Империи за 20 минут

Книга: Мой путь. Далай-лама

Мое любимое место тратить деньги — книжные магазины. Ничего не могу с собой поделать, уже не успеваю читать, но все время покупаю что-то новенькое. Я из тех староверов, которые предпочитают бумагу всему остальному. Читаю самое разное, по большей части это относится к истории и все что с этим связано, либо к дизайну. Сейчас делюсь впечатлением от прочтения книги «Мой путь. Своими словами о главном» — это моя первая рецензия на книгу. Перед её чтением стояла главная задача — ознакомиться с другой культурой, ничего большего от этой книги я не ждал, но все оказалось намного интересней. Эта заметка не о религии.

Все чаще читаю в зарубежных блогах об эмпатии, и слышу в выступлениях на российских дизайн-конференциях о развитии и применении дизайнерами эмпатии. Ещё ни разу не встречал рецепта как её развивать, каким концом её правильно прикладывать и к какому месту проекта. Все вокруг о ней говорят, сам делаешь проекты, стараешься, получается, но осознанного в развитии эмпатии мало, да и возможно ли развитие, есть ли границы у развития эмпатии и как это понять?

Если опустить все религиозные значения и пропагандистские задачи книги, то внушительная её часть посвящена состраданию и развитию в себе данных качеств. По сути своей сострадание это одна из частей эмпатии, и вот этому как раз можно обучиться. И суть в развитии сострадания в том, чтобы отказаться в первую очередь от негативных эмоций — гнева и ненависти. Не знаю как у вас, но меня иногда бомбит при работе над проектами, и это совершенно не связано с будущими пользователями, но если включены негативные эмоции то ни о каком сострадании и речи быть не может.

В книге описаны советы как избавляться от негативных эмоций и развивать сострадание, а сострадание как мы помним — часть эмпатии. В частности, принимать ситуации и людей как есть, они в этом не виноваты и стараться контролировать и предотвращать включение негативных эмоций, например, в этом могут помочь дыхательные техники и медитации. Кстати, читали Людвига Быстроновского о медитациях? Почитайте, он много и доходчиво пишет о медитациях и их пользе. А о пользе контроля дыхания можете посмотреть ролик Эппл о приложении «Дыхание» в часах, различные техники дыхания так же применяются спортсменами.

Медитация учит замечать порывы эмоций и оставаться спокойным, не поддаваясь им: ты видишь гнев, даешь ему уйти. Л. Быстроновский

Помимо развития сострадания и медитаций в книге можно вычленить из контекста как отбрасывать все лишнее из окружающего мира, как сосредоточиться на главном, как управлять гневом, дыханием. Хорошие главы о коллективной социальной отвественности и нейробиологии.

Рекомендую к прочтению дизайнерам, для понимая себя, людей, другой культуры. Советую читать эту книгу в контексте своей деятельности, это откроет вам очень много нового.

Цитаты, найденные при быстром пролистывании.

— Изменить ум можно только с помощью самого ума.
— Людям не нравится, когда их подавляют и обманывают. И не важно, кто это делает — отдельные личности или система. Такие действия противоречат самой натуре человека.
— Цель жизни заключается в том, чтобы быть счастливым.
— Подлинное сострадание не является всего лишь эмоциональным откликом, подлинное сострадание — это осознанная разумом твердая решимость.

P.S. Вы можете сказать: о сострадании ты мог бы почитать и в Библии, но там нет ничего о том как это делать. И библию я воспринимаю исключительно как исторический источник. Спасибо родному Истфаку :)

Иллюстрация: Статуя императора Октавиана Августа в образе Юпитера. Коллекция «Римский портрет», Эрмитаж.

Как я работаю с вектором

В этой заметке я хочу поделиться своим процессом работы с формой и простейшим объемом. Упор будет сделан именно на это.

Работу дизайнером я начал в 2003 году в полиграфической компании. В мой первый день я абсолютно ничего не знал о полиграфии, видах печати и векторной графике. Первой моим коммерческим заказом были визитки для грузоперевозок, точно не помню, но что-то из разряда летающих газелей.

И вот с осени 2003 года моим главным инструментов на ближайшие 5 лет стал Corel Draw (далее Корел), каждый день я узнавал этот инструмент все больше и больше, я стал практически Робином Корела. И с тех пор если мне требуется что-то сделать с формой или примитивным объемом, я работаю исключительно в Кореле. В 2009-2010 для меня начался веб 2.0 и в том время было модным пересаживаться с Корела в Adobe Illustrator (далее Иллюстратор), и полностью работать в рамках одного пакета Adobe. Я тоже пробовал перейти, но окончательно так и не смог.

Иллюстратор

Дело в том, что в Иллюстраторе очень сложно работать именно с формой, вроде те же самые кривые Безье и усики, но в процессе работы замечаешь за собой лишние телодвижения. В Кореле задачи с формой решаются на лету, Иллюстратор напрочь выключает это состояние полета и заставляет концентрироваться и контролировать процесс, в то время как результат тем самым выпадает из локуса, и пользователь превращается в оператора. Да, есть люди, которые поспорят со мной что лучше Иллюстратора ничего нет, я не буду спорить с их точкой зрения, но мое мнение составлено на основе моего личного многолетнего опыта в полиграфии, издательстве и веб-разработке.

Скетч

Теперь перейду к разработке интерфейсов. Хуже всего дела с работой в векторе обстоят в Sketch (далее Скетч), ощущение что ребята взяли пример с Иллюстратора, а он как мы видим не самый лучший, но и этот опыт полностью повторить не смогли. Я могу предположить что разработчики исходили из аудитории, что большинство потребителей работают в пакете Adobe, и что лучшее решение — повторить пользовательский опыт. А может быть потому, что у пользователей Маков нет опыта работы в Кореле, но это не относится именно к процессу работы с вектором. Работать с вектором в Скетч — непередаваемая боль, дальше я не могу передать культурно весь мой опыт работы.

Корел

Сейчас мой процесс работы с формой и объемом следующий: я быстро накидываю черновик в Кореле, сглаживаю острые углы и потом с помощью копировать/вставить отправляю в Иллюстратор. Дальше работа продолжается с шлифовкой объекта и работа с цветом в Иллюстраторе, в этом Иллюстратор силен. Далее в зависимости от назначения файл из Иллюстратора может улететь смарт-объектом в Фотошоп или в Скетч.

Вся соль

Польза заключаются в максимально быстром решении задачи, никто не говорил что это должно быть выполнено в рамках одного инструмента. Мой рабочий процесс — симбиоз инструментов, из которых я беру их лучшие функции.

Люди, которые работают с формой в Кореле: Эркен Кагаров, Вова Лифанов.

Кина не будет

Попытка записать рабочий процесс работы с объемом средствами Monosnap была плохой, но что получилось, то получилось.

Василий Кандинский

Придет время и я изучу Историю искусств Эрнста Гомбриха и Истории дизайна Шарлотты Филл или замечательные издания Стивена Хеллера, но пока можно начать с малого — собирать и конспектировать отрывки. Яндекс сделал замечательный ролик про Кандинского, рекомендую к просмотру.

Деформация идеи

cover !white

Разработка продуктов, зачастую, начинается с анализа рынка конкурентов и окружения, в котором будет работать продукт. Это помогает конкретизировать задачи бизнеса и работать с ожиданиями и рисками заказчика.

Я думаю, в некоторых случаев, это портит конечные продукты, потому что на этом этапе идея продукта начинает меняться под давлением изученных чужих решений и шаблонов, которые были реализованы в других продуктах. Идея отходит на второй план, и работа происходит с продуктом, и на этом этапе деформация или потери идеи могут быть настолько сильными, что в итоге вы сделаете тот продукт, который отвечает задачам бизнеса, но вы его ненавидите, потому что вовремя не поняли что не дали шанса своей идее, забыли про нее на втором плане, и сделали то, что не принесло вам эмоции «воплощения идеи».

Иногда следует отказаться от анализа решений конкурентов или изучать их исключительно с критической точки зрения, для того, чтобы донести свою идею до конца. Потери целостности идеи во время реализации продукта неизбежны, вопрос в соотношении этих потерь. Да прибудет с вами сила веры.

Иллюстрация: Афинская школа, 1511, Рафаэль Санти.

Качество эмоций ≠ Качество товаров

cover white

Товары Икея второстепенны, главное — эмоция

Основная претензия к товарам Икеи — это их низкое качество (Яндекс отвечает), но бизнес Икеи построен не на товарах, поэтому не нужно ждать от них вообще какого-либо качества. Но это не значит, что их не нужно покупать.

Икея проектирует эмоции, эмоции вертят потребителем

Помните замечательный фильм «Wag the Dog»? Освежим в памяти

Основная бизнес-модель Икеи построена на эмоциях. Дизайнеры и маркетологи Икеи прорабатывают эту сторону взаимодействия с брендом до мелочей, а инженеры эти мелочи воплощают в предметах. Всё начинается с приятного дизайна, от которого не хочется отвернуться и который не кричит «я король», по большей части, который радует глаз своим минимализмом и функциональностью.

Дизайн — коммуникация, с помощью которой бренд провоцирует активацию фантазии потребителя, дает представить, где бы он мог это расположить у себя дома, и как результат представления появляются эмоции, и тут капкан захлопывается. Икея максимально в реальном мире задействует воображение, в скором будущем Икея, возможно, представит разработки для виртуальной реальности или будет использовать технологии дополненной реальности, вы сможете поставить кухню Икеа в пустой квартире на экране смартфона или сможете взаимодействовать с кухней в шлеме виртуальной реальности, и это будет очень просто и доступно. Для потребителей, которым медведь наступил на пространственное воображение, сейчас компания предлагает свои решения готовой визуализации, выставки в магазине, каталоги и планировщики, повторюсь, скорее всего это очень скоро пополнится VR-приложениями.

Затем потребителю предстоит проверка своих способностей, по сути это вызов самому себе. Вы пройдете проверку своих способностей на возможность собрать предметы по пошаговой инструкции, как в детском конструкторе. Собрав мебель, вы будете ощущать себя так, как будто вы её спроектировали, отобрали материал, изготовили вручную и собрали, в этом случае очень тонко подмечена потребность в результате, и эта потребность Икеей удовлетворяется. Они дали максимальную эмоцию при минимальных энергетических затратах потребителя.

Думаете на этом все заканчивается? Нет. Прошли те времена, когда мебель и предметы быта передавали по наследству. Представьте, стоит у вас мебель дома несколько лет, и хочется чего-то нового, свежего, в общем, праздника и весны хочется в доме, самое простое что можно сделать — ремонт, но мы уже знаем чем и когда эта затея заканчивается. Поэтому второй способ — изменить предметное окружение, но не настолько радикально, чтобы в феврале улететь в Доминиканскую Республику. А как сделать это более бюджетно и приятно глазу? Догадались? Эмоциональный цикл замкнулся, можете считать это болезнью или наркотиком, но в большей массе это действительно работает.

Икея нашла тонкую грань между болезнью шоппоголика и рациональным потреблением, в магазине может суровый дровосек ми-ми-шить возле ростка декоративного бамбука. И очень важную роль тут играет цена эмоций, не товаров, а именно эмоций, за которые вы готовы заплатить. И в этой ситуации отличное качество описанному циклу эмоций только мешало бы. Право выбора остается за вами, подарить себе и близким эмоции или нет, и да, придется закрыть глаза на качество.

Воспитание визуальной среды

Немаловажную роль на себя берет дизайн Икеи. Для детей Икея важна формированием визуального вкуса исходя из окружающей их обстановки, и судя по бюджетным решениям на российском рынке детской мебели и потребительских товаров, пока это лучшее массовое решение.

P.S. У Икея есть товары отличного качества, но они намного выше среднего ценового сегмента по рынку.

Что почитать около дизайна — 5

cover white

Обзор интересных материалов

На русском

  1. Приблизительная оценка чего угодно с помощью вопросов Ферми.
  2. Влад Головач написал заметку о подмене понятий и о гуманистической роли дизайнеров.
  3. Задача, которую не приняли — не проблема контролера. Максим Ильяхов о том, что необходимо предпринять чтобы сдать задачу.
  4. В деталях не только дьявол, но и жизни окружающих людей. Людвиг рассказывает о людях, которые скатываются в детали.
  5. Илья Бирман о важности понимания задачи.
  6. Как хочу, так и говорю. В произношении правил нет.
  7. Федор Борщев написал очередной пост о том, что Слэк — дно, но если выбросить информацию про Слэк, то пост очень хороший.
  8. И напоследок короткая заметка: «Творчество — способность думать».

In English

  1. Любовь к буквам. Monotype обновили шрифт Johnston100 для навигации Лондона.

Что посмотреть

Нью-Йорк сформировал и дополнил имеющуюся визуальную коммуникацию. NYCgo Relaunch.

Иллюстрация: Illustrated Gifs Euro 2016, Raisch Studios LLC

Навыки дизайнера

cover white

Челове́к дизáйнер. Глава 2

Это продолжение серии записей о Челове́ке дизáйнере. Цель этого цикла — разобраться в себе, задача этой заметки — найти отличия между новичками и опытными дизайнерами. Серия заметок будет двигаться от общего к частному. Сопутствующая задача — помочь себе в проведении собеседований на открытые вакансии в Студии. Также я хочу понимать на какие качества следует обратить внимание сотрудникам, чтобы стать лучше и эффективнее.

В апреле в Томске прошла 4-я ежегодная конференция DevPro, после которой меня заинтересовала тема доклада Сергея Дорофеева о личностных качествах кандидатов на работу: «Soft skills сотрудников — залог успешного развития IT-компании». В результате я решил, что будет полезно составить схему навыков и качеств кандидата в дизайнеры / действующего дизайнера (отчасти и аналитика), и, одновременно, добавить те навыки и качества, которые я вижу в себе или хочу увидеть.

Минутка истории

В V веке нашей эры философ Марциан Капелла написал трактат «О бракосочетании Филологии и Меркурия». Этот текст в аллегорической форме закрепил представление о круге научных знаний, формирующего образованного человека и необходимого для занятия философией. В списке Капеллы было семь дисциплин, разбитых на тривий (три базовых, в современном понимании — гуманитарных) и квадривий (четыре второстепенных, технических): грамматика, диалектика или логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

«Чему учили детей в Древней Греции», Артем Асташенков

Философия и семь свободных искусств. Миниатюра из книги Геррады Ландсбергской «Hortus Deliciarum» (1167—1185)

Навыки и качества. В чём разница?

В прошлой заметке я ставил перед собой глобальную дилемму — почему иногда новичок может, а профессионал нет. Отчасти схема, составленная мною, может дать на это ответ. Всё зависит от задачи, времени и личностных качеств. Неважно, какие у человека профессиональные навыки в данный момент времени, важно то, как он использует личностные качества для максимально эффективного решения задачи.

На́вык — деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.
Википедия

Преимущество новичка в том, что у него нет багажа профессионального опыта, и для решения задачи организм подключает личностные качества.

Получается, что специалист с большим опытом в профессии иногда уступает в качестве решений новичку. Это происходит потому, что в какой-то момент времени опыт отключает личностные качества и говорит, что он справится с этой задачей сам, потребляя при этом меньшее количество ресурсов, в-общем, это похоже на самонадеянных водителей спустя год после получения прав.

Качества личности — стабильные внутренние особенности человека.
Психологический словарь

Дизайнеры любят визуализировать или материализовывать объекты — это краеугольный камень профессии. На этом пути профессионала и новичка поджидает ловушка ленивого мозга — хочется прыгнуть в поле профессиональных навыков. При этом забываются личностные качества, а они важны для контроля и решения задач в работе. Такую схему можно составить для любой сферы, специальности, основное отличие будет в профессиональных навыках человека. Ещё раз повторюсь, все зависит от сложности задачи, я рассматривал задачи, которые под силу новичку с базовыми навыками и профессионалу.

Открыть схему: «Качества и навыки дизайнера». Автор: Рома Филиппов

Проводя собеседование аналитиков, я задавал вопрос: «Чем отличается аналитическое, системное мышление от критического?» — но ни одного внятного ответа от кандидатов так и не получил, хотя ждал логических выводов на основании названий типов мышления. Схему я буду периодически пополнять и расширять, на её основе четко сформулирую требования вакансий в Студии 15 и расширю свой список необычных вопросов на собеседовании. О типах мышления и работы с ним я расскажу в следующей заметке.

В заключение я хочу сказать спасибо моей Маме, моей семье, моим преподавателям — Савиной Татьяне Николаевне (преподаватель физики, г. Ачинск) и Фоминых Сергею Фёдоровичу (заведующий кафедрой современной российской истории ТГУ, г. Томск), моим друзьям. Благодаря этим людям у меня сформировались те личностные качества, которые мне помогают в работе.

Иллюстрация: Scene from The Storehouse of Loyalty (Chushingura), 1806, by Hokusai (1760—1849). Japan. Edo period (1615—1868).

Веду телеграм-канал о дизайне в широком смысле Вредный дизайнер

Ранее Ctrl + ↓